Песни и другая музыка – это продукт интеллектуального труда, который подлежит правовой охране. Авторские права на них гарантируются как на национальном (российском) уровне, так и на международном. Нарушения авторских прав в области песенных произведений совершаются чаще всего. В этой статье мы подробно расскажем об юридической защите авторских прав на музыку на всех этапах – от ее создания до продажи.
Особенности авторского права в области музыки
Музыкальные произведения охраняются как объект авторского права, основные положения которого закреплены в главе 70 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ).
Особенностями авторских прав на музыку являются:
- Права возникают сразу, в момент создания музыкального произведения и не зависят от того, обнародовано оно или нет. Под обнародованием понимается его исполнение перед другими людьми, передача в эфир, публикация песни (в том числе в сети Интернет) и другие способы ознакомления публики с творчеством.
- Правовая охрана со стороны государства предоставляется любым музыкальным произведениям, с текстом и без него, песням, инструментальной и электронной музыке (в том числе созданной с помощью специального программного обеспечения), выполненным в любом жанре.
- Автору достаточно указать свое имя на экземпляре записи, это и будет является подтверждением его авторства, пока другие лица не смогут доказать обратное (презумпция авторства).
- Регистрация авторских прав на песню или мелодию не требуется, по закону не нужны никакие формальности для их обоснования. Это положение действует во всех странах, которые подписали международное Бернское соглашение (а их насчитывается 179, включая Россию). Однако получение авторского свидетельства позволяет уменьшить другой вид формальностей – судебной волокиты, когда возникают споры по установлению авторства, ведь и другое лицо также может заявить себя единственным автором вашей музыки.
- Мелодия в составе песни является самостоятельным объектом авторского права. Другими словами, если другое лицо позаимствовало только музыку без слов из чужой песни, то при этом также происходит нарушение авторских прав.
- Авторское право охраняет только форму выражения творчества, а не его содержание.
- Автором признается только физическое лицо (или несколько соавторов). Юридическое лицо не может являться автором музыки, но может быть правообладателем. Подробнее о разнице между автором и правообладателем можно прочитать здесь.
Условия охраноспособности
Чтобы мелодия или песня получила правовую охрану, необходимо выполнение нескольких условий:
- Музыкальное произведение должно быть выражено в объективной форме – в виде нот на бумаге, цифровой, оптической, магнитной или механической записи. Другими словами, если у вас в голове существует только идея для песни или мелодии, которая еще не имеет воплощения, то она не охраняется законом.
- В ГК РФ указано, что музыка может быть исполнена на публике, что также является объективной формой ее выражения. Но в данном случае подтвердить авторские права будет сложнее.
- Продукт деятельности автора-музыканта должен носить творческий характер, что дает ему исключительные права на распоряжение своим произведением. Так как в российском законодательстве критерий творчества точно не определен, то это может являться предметом для злоупотребления. Как показывает практика, российские суды придерживаются позиции, согласно которой любое произведение считается творческим, пока не доказано иное.
Плагиат в музыкальной среде
Заимствование музыки, ее технических и художественных приемов, – далеко не редкость. Между произведениями разных музыкантов и композиторов можно провести множество параллелей как в отношении именитых личностей (например, между музыкой Стравинского из балета «Весна священная» и «Скифской сюитой» Прокофьева), так и среди исполнителей поп-музыки (мотив песни «Люси» Олега Газманова и песня «Heart» группы «Pet Shop Boys» и другие).
Но одно дело, когда музыкант использует те же художественные идеи, выраженные другим способом, а другое – когда налицо полное копирование. В первом случае авторское право не нарушается, потому что, как уже было указано выше, содержание произведения (то есть его идея, замысел), законом не охраняется. Подобные творческие эксперименты защищены как самостоятельные произведения и для них используются такие термины, характеризующие новую форму выражения, как рефлексийность, метатекстуальность, переосмысление, инкрустирование, эхо-техника с различной этической и художественной окраской.
Во втором случае происходит намеренное копирование популярной мелодии или слов, и это уже плагиат – нарушение авторских прав первоначального создателя музыки.
Российского певца Филиппа Киркорова в СМИ называют «королем ремейков». В 2017 г. против него подал судебный иск французский композитор Жильбер Синуэ, который обвинил этого эстрадного певца в плагиате своей песни «Helwa ya Baladi», переделанную Киркоровым в композицию «Шелковая нить». Синуэ потребовал исключить эту песню из всех публичных выступлений и возместить ему компенсацию в размере 15,5 млн. рублей. Другой музыкант – лидер группы «Space» подал судебный иск на Ф. Киркорова о плагиате на сумму 272 млн. рублей.
В чем заключаются права автора?
Авторское право на музыку на самом деле представляет собой целый комплекс прав, которые можно разделить на 2 большие группы.
- Право авторства.
- Даже если вы продали права на исполнение музыки, ваше имя должно присутствовать на экземплярах или публиковаться при исполнении
- Право на неприкосновенность.
- Без вашего согласия никто не вправе изменять песню или мелодию
- Право на обнародование.
- то есть на публичное исполнение и на отказ от него. Без согласия автора никто другой не может это сделать
- Право на воспроизведение, публичное исполнение песни, мелодии
- Право на распространение (продажу экземпляров)
- Право на передачу в эфир
- Право на переработку, изменение
Вторая группа прав первоначально также возникает только у автора, и они не могут свободно использоваться другими лицами. В противном случае возникает нарушение авторских прав на музыку, причем это не зависит от того, используется ли произведение в коммерческих целях или нет.
В 2014 г. представитель Российского авторского общества подал судебный иск против администрации провинциального кафе «Колобок» в Красноярске за незаконное публичное исполнение музыки и песен Григория Лепса, Нюши и других эстрадных исполнителей. Музыкальные треки воспроизводились только в стенах этого заведения для посетителей, разрешения от правообладателей администрация кафе не получала. Суд взыскал с владельцев заведения по 20 тысяч рублей за каждую композицию, в общей сумме – 180 тысяч рублей.
На официальном открытии XXII Олимпийских зимних игр в городе Сочи был использован ремейк другой популярной певицы – Земфиры. Певица не давала свое согласие, и обвинила Первый канал в нарушении ее авторских прав. Формально она была права и могла бы взыскать денежную компенсацию, но все-таки не стала подавать судебный иск.
Защита авторских прав на музыку
Несмотря на то, что российское и международное законодательство придерживается презумпции авторства, на практике часто возникает необходимость подтвердить или доказать свои авторские права, так как лицо, совершившее плагиат, также может позиционировать себя автором украденного произведения. В результате судебный процесс может сильно затянуться и завершиться не в пользу настоящего автора.
Защита авторских прав осуществляется несколькими способами:
- Регистрация названия музыкальной группы или личного бренда как товарного знака. Это позволит запретить другим лицам использовать популярность вашего творческого коллектива в коммерческих целях, например, для выпуска сувенирной продукции, футболок с принтом, трендовых мерч-продуктов – товаров с символикой бренда. Сделать это можно будет только с вашего разрешения, после заключения договора, что позволит вам получить дополнительную прибыль. В будущем вы и сами сможете открыть производство товаров для ритейла.
- Сам релиз также является подтверждением того, что вы являетесь владельцем авторских прав на музыкальный трек. Но такой способ слабо защищен с юридической точки зрения и практически всегда требует дополнительного подтверждения.
- Традиционный метод, который использовался еще во времена писателей-классиков, – отправка конверта с мультитреками, проектами по почте на свой же адрес. Почтовый штемпель в этом случае является подтверждением того, что вы создали эту музыку раньше, чем ваш оппонент. У этого способа есть большой недостаток – после распечатки конверта он теряет свою юридическую силу. Другим вариантом является отправка электронного письма на свой e-mail, но в этом случае невозможно предъявить доказательство на бумаге, а для суда потребуется нотариальное заверение электронной переписки.
- Заверить наброски куплетов, припевов, нотные записи, флэшку или диск с музыкой у нотариуса. Этот метод защиты требует значительных финансовых затрат, так как услуги нотариусов недешевы – плата взимается за каждую страницу (или скриншот).
- Депонирование авторских прав на музыку в авторском обществе. Автору выдается официальное авторское свидетельство, которое он может предъявить в качестве доказательства своих прав. Этот документ принимается и в суде.
Примеры товарных знаков, зарегистрированных музыкальными группами и исполнителями
Рок-группа “Linkin Park”
№571212
Группа “Чиж Cо”
№179459
Рэп-исполнитель
№803115
Продюсерская компания
№506159
Узнать подробнее о регистрации товарного знака.
Подробнее о депонировании авторских произведений.
Также рекомендуется сохранять все наброски и черновые варианты проектов, что служит дополнительным доказательством того, что именно вы придумали эту музыкальную композицию. Так как даты файлов в компьютере можно легко изменить, то лучше всего фиксировать свое творчество на материальных носителях.
Для чего нужно авторское свидетельство?
Авторское свидетельство на музыку при депонировании в российском авторском обществе дает следующие преимущества:
- Оно имеет силу во всех странах-участницах Бернской конвенции. По сути депонирование является международной регистрацией авторских прав на музыкальное произведение. Вы можете сделать нотариально заверенный перевод авторского свидетельства на английский (или другой) язык и начать судебное разбирательство в другой стране.
- Подтверждение авторских прав на музыку на YouTube. Сам факт того, что вы раньше другого человека выложили трек на видеохостинге еще не является доказательством авторства. Жалоба в администрацию YouTube должна быть обоснованной, а свидетельство как раз и служит таким обоснованием. Достаточно отправить его скан, и канал, на котором размещен плагиат, будет заблокирован.
- Во многих случаях автор музыки не может обратиться в суд именно потому, что у него нет доказательственной базы. Авторское свидетельство позволяет упростить и сократить судебное разбирательство.
- Скан свидетельства с претензией может воздействовать на нарушителя и в досудебном порядке. Такой способ целесообразен, когда обращаться в суд экономически не выгодно. Например, вы проживаете в удаленном регионе России, а ваши авторские права на музыку были нарушены лицом, которое находится в Москве.
- Во многих случаях авторские общества, осуществляющие депонирование, также содействуют практической защите прав на музыку: привлекают к ответственности тех, кто нарушает исключительные права, и помогают взыскать компенсацию.
Депонирование музыкальных произведений имеет следующие преимущества:
- Вся процедура может быть произведена удаленно, без непосредственного присутствия в авторском обществе. Вы можете заказать подготовку пакета документов и регистрацию «под ключ» у юристов нашего патентного бюро, при этом не имеет значения, проживаете ли вы в Москве, или в других регионах.
- Сокращение сроков для судебных разбирательств; не требуется проведение дорогостоящих экспертиз.
- Универсальность свидетельства – вы можете его использовать всегда, авторское право сохраняется на протяжении всей жизни автора и 70 лет спустя после его смерти.
- Относительная дешевизна процедуры по сравнению с нотариальным заверением.
- Независимость регистрации – депонирование и подтверждение авторских прав на музыку производится третьим, независимым лицом.
Узнать подробнее о стоимости регистрации авторских прав на песню и другие музыкальные произведения.
Однако нужно помнить, что регистрация сама по себе не влияет на распоряжение авторскими правами, а служит лишь дополнительным юридическим инструментом. Депонирование не может также заменить судебное разбирательство. При возникновении конфликтной ситуации между авторами все равно необходимо обращаться в суд.
Оформление авторского права на песни и музыку
Регистрация авторских прав на песню или мелодию в России производится только в негосударственных авторских обществах. Государственная регистрация для музыки не предусмотрена по закону. Но деятельность таких авторских обществ регламентируется статьей 1242 Гражданского кодекса и является абсолютно правомерной.
Любое лицо, которому нужна регистрация авторского права на произведение, может подать в авторское общество заявление с указанием своих реквизитов. К заявлению прикладывается само музыкальное произведение, выраженное в объективной форме. Если это песня, то депонировать можно распечатанный текст, нотную запись и mp3-запись на CD-диске (фонограмма, звукозапись, видеоролик). Экземпляры должны быть подписаны автором. Если авторов несколько, то необходимо предоставить договор между соавторами. О том, как его составить, описано далее.
В России действует несколько авторских обществ. Одно из старейших – это РАО «Копирус», которое является партнером нашей юридической компании IPbrand и членом Международной федерации авторско-правовых организаций по воспроизведению. Основная цель авторско-правового общества – это защита интересов авторов, их наследников и правообладателей.
Получение свидетельства позволяет зафиксировать:
- дату создания музыкального произведения;
- имена авторов;
- название произведения.
При необходимости большое количество произведений можно объединять в сборники. Тогда свидетельство выдается на весь сборник в целом. Но для регистрации прав на альбом из нескольких музыкальных треков мы все же рекомендуем делать это по каждой песне отдельно, так как согласно статье 1260 ГК РФ РФ, правовая охрана для сборников предоставляется только для последовательности расположения материалов.
Узнать подробнее о депонировании в РАО «Копирус» и заказать регистрацию авторских прав.
Договор между участниками музыкального коллектива
Если вы лично написали музыку или песню, то авторские права принадлежат только вам в объеме 100%. Чаще же всего музыкальные произведения создаются коллективом творческих людей (композитор, поэт, музыканты группы), а не одним человеком. Поэтому авторские права возникают у всех участников, которые внесли свой творческий вклад.
Оценка творческого вклада должна производиться участниками самого коллектива. Если это затруднительно, то распределение долей можно сделать равным. Например, если в музыкальной группе 4 человека, то на каждого придется 100%:4=25%. Чтобы в дальнейшем между участниками не возникли разногласия, необходимо заключить соглашение, в котором следует указать долю прав на песню для каждого из них.
Распределение прибыли также производится по договору. Для этого составляется либо отдельное соглашение, либо комплексный договор, в котором прописаны как доля прав, так и доля вознаграждения. Они могут не совпадать. Так, если один из авторов в процессе создания песни меньше участвовал в творческом процессе, но зато вложил финансовые средства, может получить бо́льшую долю вознаграждения.
Соавторство может быть делимым и неделимым. Например, если один из участников группы написал сэмпл, то в соглашении можно указать, что он имеет право передать его другому лицу. Если соавторство неделимое, то произведение нельзя раздробить на части.
Договор между авторами нужен не только для распределения долей. Он упрощает взаимодействие с инвесторами, работодателями, продюсерами, покупателями музыки. Если музыканты решат, что только один из них будет решать вопросы передачи прав на все произведение, то это можно оформить или с помощью создания юридического лица, учредителями которого являются участники группы, или заключением агентского договора на услуги.
Авторские права на переработанные музыкальные произведения (ремиксы, каверы, сэмплирование и т.д.)
Как уже было указано выше, права на переработку музыкального произведения изначально принадлежат только автору. Поэтому, если кто-то без его согласия переделали песню или мелодию, то это является нарушением авторских прав, за которое предусмотрена ответственность. С видами ответственности, размерами штрафов и компенсаций можно ознакомиться в другой статье нашего блога: «Способы защиты интеллектуальных авторских прав».
Ремиксы, ремейки и каверы, сэмплирование музыкальных композиций находятся в «серой» правовой зоне. Заимствование музыкальных фрагментов – весьма спорно с юридической точки зрения. Хотя зачастую при этом создается новый продукт, значительно отличающийся от оригинала, его автор может предъявить судебный иск и выиграть дело. Поэтому законное создание переработанных произведений может производиться только на основании лицензионного договора с автором оригинальной песни или мелодии.
В 80-е гг. XX в. в рэперской среде возникло целое сэмпл-движение, когда музыку записывали полностью из нарезок по чужим альбомам. Создатели сэмплов считали, что это всего лишь еще один способ упорядочивания звуков, и он не является нарушением авторских прав. Однако судебное дело музыкальной издательской компании Bridgeport Music Inc. против лейбла Dimension Films в США расставило все точки над «i» – было признано, что сэмплинг записей находится вне закона.
Права на аранжировку
Для получения полноценного трека авторы песен обычно пользуются услугами профессиональных аранжировщиков в звукозаписывающих студиях. Аранжировка подразумевает обработку «сырого», «чернового» варианта композиции для ее живого исполнения музыкантами. Это тоже творческий процесс, поэтому по закону у аранжировщика возникают права на продукт своей деятельности:
- Права на фонограмму, которые относятся к смежным правам. Чтобы права на аранжировку перешли от аранжировщика к автору песни, с ним также необходимо заключить договор. При отсутствии договора он вправе подать судебный иск и потребовать возмещения компенсации за незаконное использование фонограммы без его разрешения.
- Права соавтора, если аранжировка представляет собой значительный объем переработки музыки или текста. В этом случае должен быть заключен договор для соавторов, рассмотренный выше.