+7 (495) 204-28-10
+7 (499) 286-86-16
Заказать звонок
Услуги
Компания
Пресс-центр
Контакты
    Услуги
    Компания
    Пресс-центр
    Контакты
      Телефоны
      +7 (495) 204-28-10По будням с 10:00 до 18:00
      +7 (499) 286-86-16
      Заказать звонок
      • Главная
      • Пресс-центр
      • Авторские права
      • Как оформить и защитить права на музыку от нарушения

      Как оформить и защитить права на музыку от нарушения

      logo
      Опубликовано: 11 августа 2021

      Авторские права на музыку и песни: все юридические аспекты, которые необходимо учесть при создании, использовании и продаже музыкальных произведений.

      Метки статьи
      Авторское право Музыкальные произведения Договоры Депонирование
      Регистрация авторского права
      Бесплатная консультация
      Песни и другая музыка – это продукт интеллектуального труда, который подлежит правовой охране. Авторские права на них гарантируются как на национальном (российском) уровне, так и на международном. Нарушения авторских прав в области песенных произведений совершаются чаще всего. В этой статье мы подробно расскажем об юридической защите авторских прав на музыку на всех этапах – от ее создания до продажи.

      Особенности авторского права в области музыки

      Музыкальные произведения охраняются как объект авторского права, основные положения которого закреплены в главе 70 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ).

      Особенностями авторских прав на музыку являются:

      • Права возникают сразу, в момент создания музыкального произведения и не зависят от того, обнародовано оно или нет. Под обнародованием понимается его исполнение перед другими людьми, передача в эфир, публикация песни (в том числе в сети Интернет) и другие способы ознакомления публики с творчеством.
      • Правовая охрана со стороны государства предоставляется любым музыкальным произведениям, с текстом и без него, песням, инструментальной и электронной музыке (в том числе созданной с помощью специального программного обеспечения), выполненным в любом жанре.
      • Автору достаточно указать свое имя на экземпляре записи, это и будет является подтверждением его авторства, пока другие лица не смогут доказать обратное (презумпция авторства).
      • Регистрация авторских прав на песню или мелодию не требуется, по закону не нужны никакие формальности для их обоснования. Это положение действует во всех странах, которые подписали международное Бернское соглашение (а их насчитывается 179, включая Россию). Однако получение авторского свидетельства позволяет уменьшить другой вид формальностей – судебной волокиты, когда возникают споры по установлению авторства, ведь и другое лицо также может заявить себя единственным автором вашей музыки.
      • Мелодия в составе песни является самостоятельным объектом авторского права. Другими словами, если другое лицо позаимствовало только музыку без слов из чужой песни, то при этом также происходит нарушение авторских прав.
      • Авторское право охраняет только форму выражения творчества, а не его содержание.
      • Автором признается только физическое лицо (или несколько соавторов). Юридическое лицо не может являться автором музыки, но может быть правообладателем. Подробнее о разнице между автором и правообладателем можно прочитать здесь.

      Условия охраноспособности

      Чтобы мелодия или песня получила правовую охрану, необходимо выполнение нескольких условий:

      • Музыкальное произведение должно быть выражено в объективной форме – в виде нот на бумаге, цифровой, оптической, магнитной или механической записи. Другими словами, если у вас в голове существует только идея для песни или мелодии, которая еще не имеет воплощения, то она не охраняется законом.
      • В ГК РФ указано, что музыка может быть исполнена на публике, что также является объективной формой ее выражения. Но в данном случае подтвердить авторские права будет сложнее.
      • Продукт деятельности автора-музыканта должен носить творческий характер, что дает ему исключительные права на распоряжение своим произведением. Так как в российском законодательстве критерий творчества точно не определен, то это может являться предметом для злоупотребления. Как показывает практика, российские суды придерживаются позиции, согласно которой любое произведение считается творческим, пока не доказано иное.

      Плагиат в музыкальной среде

      Заимствование музыки, ее технических и художественных приемов, – далеко не редкость. Между произведениями разных музыкантов и композиторов можно провести множество параллелей как в отношении именитых личностей (например, между музыкой Стравинского из балета «Весна священная» и «Скифской сюитой» Прокофьева), так и среди исполнителей поп-музыки (мотив песни «Люси» Олега Газманова и песня «Heart» группы «Pet Shop Boys» и другие).

      Но одно дело, когда музыкант использует те же художественные идеи, выраженные другим способом, а другое – когда налицо полное копирование. В первом случае авторское право не нарушается, потому что, как уже было указано выше, содержание произведения (то есть его идея, замысел), законом не охраняется. Подобные творческие эксперименты защищены как самостоятельные произведения и для них используются такие термины, характеризующие новую форму выражения, как рефлексийность, метатекстуальность, переосмысление, инкрустирование, эхо-техника с различной этической и художественной окраской.

      Во втором случае происходит намеренное копирование популярной мелодии или слов, и это уже плагиат – нарушение авторских прав первоначального создателя музыки.

      Российского певца Филиппа Киркорова в СМИ называют «королем ремейков». В 2017 г. против него подал судебный иск французский композитор Жильбер Синуэ, который обвинил этого эстрадного певца в плагиате своей песни «Helwa ya Baladi», переделанную Киркоровым в композицию «Шелковая нить». Синуэ потребовал исключить эту песню из всех публичных выступлений и возместить ему компенсацию в размере 15,5 млн. рублей. Другой музыкант – лидер группы «Space» подал судебный иск на Ф. Киркорова о плагиате на сумму 272 млн. рублей.

      В чем заключаются права автора?

      Авторское право на музыку на самом деле представляет собой целый комплекс прав, которые можно разделить на 2 большие группы.

      1. Права, которые всегда остаются у автора музыки
      Право авторства.
      Даже если вы продали права на исполнение музыки, ваше имя должно присутствовать на экземплярах или публиковаться при исполнении
      Право на неприкосновенность.
      Без вашего согласия никто не вправе изменять песню или мелодию
      Право на обнародование.
      то есть на публичное исполнение и на отказ от него. Без согласия автора никто другой не может это сделать
      2. Права, которые могут быть переданы от автора другим лицам и принести коммерческую прибыль
      • Право на воспроизведение, публичное исполнение песни, мелодии
      • Право на распространение (продажу экземпляров)
      • Право на передачу в эфир
      • Право на переработку, изменение

      Вторая группа прав первоначально также возникает только у автора, и они не могут свободно использоваться другими лицами. В противном случае возникает нарушение авторских прав на музыку, причем это не зависит от того, используется ли произведение в коммерческих целях или нет.

      В 2014 г. представитель Российского авторского общества подал судебный иск против администрации провинциального кафе «Колобок» в Красноярске за незаконное публичное исполнение музыки и песен Григория Лепса, Нюши и других эстрадных исполнителей. Музыкальные треки воспроизводились только в стенах этого заведения для посетителей, разрешения от правообладателей администрация кафе не получала. Суд взыскал с владельцев заведения по 20 тысяч рублей за каждую композицию, в общей сумме – 180 тысяч рублей.

      На официальном открытии XXII Олимпийских зимних игр в городе Сочи был использован ремейк другой популярной певицы – Земфиры. Певица не давала свое согласие, и обвинила Первый канал в нарушении ее авторских прав. Формально она была права и могла бы взыскать денежную компенсацию, но все-таки не стала подавать судебный иск.

      Защита авторских прав на музыку

      Несмотря на то, что российское и международное законодательство придерживается презумпции авторства, на практике часто возникает необходимость подтвердить или доказать свои авторские права, так как лицо, совершившее плагиат, также может позиционировать себя автором украденного произведения. В результате судебный процесс может сильно затянуться и завершиться не в пользу настоящего автора.

      Защита авторских прав осуществляется несколькими способами:

      1. Регистрация названия музыкальной группы или личного бренда как товарного знака. Это позволит запретить другим лицам использовать популярность вашего творческого коллектива в коммерческих целях, например, для выпуска сувенирной продукции, футболок с принтом, трендовых мерч-продуктов – товаров с символикой бренда. Сделать это можно будет только с вашего разрешения, после заключения договора, что позволит вам получить дополнительную прибыль. В будущем вы и сами сможете открыть производство товаров для ритейла.
      2. Примеры товарных знаков, зарегистрированных музыкальными группами и исполнителями

        Рок-группа “Linkin Park”

        рок-группа “Linkin Park”

        №571212

        Группа “Чиж Cо”

        группа “Чиж&Cо”

        №179459

        Рэп-исполнитель

        рэп-исполнитель Моргенштерн

        №803115

        Продюсерская компания

        продюсерская компания

        №506159

        Узнать подробнее о регистрации товарного знака.

      3. Сам релиз также является подтверждением того, что вы являетесь владельцем авторских прав на музыкальный трек. Но такой способ слабо защищен с юридической точки зрения и практически всегда требует дополнительного подтверждения.
      4. Традиционный метод, который использовался еще во времена писателей-классиков, – отправка конверта с мультитреками, проектами по почте на свой же адрес. Почтовый штемпель в этом случае является подтверждением того, что вы создали эту музыку раньше, чем ваш оппонент. У этого способа есть большой недостаток – после распечатки конверта он теряет свою юридическую силу. Другим вариантом является отправка электронного письма на свой e-mail, но в этом случае невозможно предъявить доказательство на бумаге, а для суда потребуется нотариальное заверение электронной переписки.
      5. Заверить наброски куплетов, припевов, нотные записи, флэшку или диск с музыкой у нотариуса. Этот метод защиты требует значительных финансовых затрат, так как услуги нотариусов недешевы – плата взимается за каждую страницу (или скриншот).
      6. Депонирование авторских прав на музыку в авторском обществе. Автору выдается официальное авторское свидетельство, которое он может предъявить в качестве доказательства своих прав. Этот документ принимается и в суде.
      7. Подробнее о депонировании авторских произведений.

      Также рекомендуется сохранять все наброски и черновые варианты проектов, что служит дополнительным доказательством того, что именно вы придумали эту музыкальную композицию. Так как даты файлов в компьютере можно легко изменить, то лучше всего фиксировать свое творчество на материальных носителях.

      Для чего нужно авторское свидетельство?

      Авторское свидетельство на музыку при депонировании в российском авторском обществе дает следующие преимущества:

      • Оно имеет силу во всех странах-участницах Бернской конвенции. По сути депонирование является международной регистрацией авторских прав на музыкальное произведение. Вы можете сделать нотариально заверенный перевод авторского свидетельства на английский (или другой) язык и начать судебное разбирательство в другой стране.
      • Подтверждение авторских прав на музыку на YouTube. Сам факт того, что вы раньше другого человека выложили трек на видеохостинге еще не является доказательством авторства. Жалоба в администрацию YouTube должна быть обоснованной, а свидетельство как раз и служит таким обоснованием. Достаточно отправить его скан, и канал, на котором размещен плагиат, будет заблокирован.
      • Во многих случаях автор музыки не может обратиться в суд именно потому, что у него нет доказательственной базы. Авторское свидетельство позволяет упростить и сократить судебное разбирательство.
      • Скан свидетельства с претензией может воздействовать на нарушителя и в досудебном порядке. Такой способ целесообразен, когда обращаться в суд экономически не выгодно. Например, вы проживаете в удаленном регионе России, а ваши авторские права на музыку были нарушены лицом, которое находится в Москве.
      • Во многих случаях авторские общества, осуществляющие депонирование, также содействуют практической защите прав на музыку: привлекают к ответственности тех, кто нарушает исключительные права, и помогают взыскать компенсацию.

      Депонирование музыкальных произведений имеет следующие преимущества:

      • Вся процедура может быть произведена удаленно, без непосредственного присутствия в авторском обществе. Вы можете заказать подготовку пакета документов и регистрацию «под ключ» у юристов нашего патентного бюро, при этом не имеет значения, проживаете ли вы в Москве, или в других регионах.
      • Сокращение сроков для судебных разбирательств; не требуется проведение дорогостоящих экспертиз.
      • Универсальность свидетельства – вы можете его использовать всегда, авторское право сохраняется на протяжении всей жизни автора и 70 лет спустя после его смерти.
      • Относительная дешевизна процедуры по сравнению с нотариальным заверением.
      • Независимость регистрации – депонирование и подтверждение авторских прав на музыку производится третьим, независимым лицом.

      Узнать подробнее о стоимости регистрации авторских прав на песню и другие музыкальные произведения.

      Однако нужно помнить, что регистрация сама по себе не влияет на распоряжение авторскими правами, а служит лишь дополнительным юридическим инструментом. Депонирование не может также заменить судебное разбирательство. При возникновении конфликтной ситуации между авторами все равно необходимо обращаться в суд.

      Оформление авторского права на песни и музыку

      Регистрация авторских прав на песню или мелодию в России производится только в негосударственных авторских обществах. Государственная регистрация для музыки не предусмотрена по закону. Но деятельность таких авторских обществ регламентируется статьей 1242 Гражданского кодекса и является абсолютно правомерной.

      Любое лицо, которому нужна регистрация авторского права на произведение, может подать в авторское общество заявление с указанием своих реквизитов. К заявлению прикладывается само музыкальное произведение, выраженное в объективной форме. Если это песня, то депонировать можно распечатанный текст, нотную запись и mp3-запись на CD-диске (фонограмма, звукозапись, видеоролик). Экземпляры должны быть подписаны автором. Если авторов несколько, то необходимо предоставить договор между соавторами. О том, как его составить, описано далее.

      В России действует несколько авторских обществ. Одно из старейших – это РАО «Копирус», которое является партнером нашей юридической компании IPbrand и членом Международной федерации авторско-правовых организаций по воспроизведению. Основная цель авторско-правового общества – это защита интересов авторов, их наследников и правообладателей.

      Получение свидетельства позволяет зафиксировать:

      • дату создания музыкального произведения;
      • имена авторов;
      • название произведения.

      При необходимости большое количество произведений можно объединять в сборники. Тогда свидетельство выдается на весь сборник в целом. Но для регистрации прав на альбом из нескольких музыкальных треков мы все же рекомендуем делать это по каждой песне отдельно, так как согласно статье 1260 ГК РФ РФ, правовая охрана для сборников предоставляется только для последовательности расположения материалов.

      Узнать подробнее о депонировании в РАО «Копирус» и заказать регистрацию авторских прав.

      Договор между участниками музыкального коллектива

      Если вы лично написали музыку или песню, то авторские права принадлежат только вам в объеме 100%. Чаще же всего музыкальные произведения создаются коллективом творческих людей (композитор, поэт, музыканты группы), а не одним человеком. Поэтому авторские права возникают у всех участников, которые внесли свой творческий вклад.

      Оценка творческого вклада должна производиться участниками самого коллектива. Если это затруднительно, то распределение долей можно сделать равным. Например, если в музыкальной группе 4 человека, то на каждого придется 100%:4=25%. Чтобы в дальнейшем между участниками не возникли разногласия, необходимо заключить соглашение, в котором следует указать долю прав на песню для каждого из них.

      Распределение прибыли также производится по договору. Для этого составляется либо отдельное соглашение, либо комплексный договор, в котором прописаны как доля прав, так и доля вознаграждения. Они могут не совпадать. Так, если один из авторов в процессе создания песни меньше участвовал в творческом процессе, но зато вложил финансовые средства, может получить бо́льшую долю вознаграждения.

      Соавторство может быть делимым и неделимым. Например, если один из участников группы написал сэмпл, то в соглашении можно указать, что он имеет право передать его другому лицу. Если соавторство неделимое, то произведение нельзя раздробить на части.

      Договор между авторами нужен не только для распределения долей. Он упрощает взаимодействие с инвесторами, работодателями, продюсерами, покупателями музыки. Если музыканты решат, что только один из них будет решать вопросы передачи прав на все произведение, то это можно оформить или с помощью создания юридического лица, учредителями которого являются участники группы, или заключением агентского договора на услуги.

      Авторские права на переработанные музыкальные произведения (ремиксы, каверы, сэмплирование и т.д.)

      Как уже было указано выше, права на переработку музыкального произведения изначально принадлежат только автору. Поэтому, если кто-то без его согласия переделали песню или мелодию, то это является нарушением авторских прав, за которое предусмотрена ответственность. С видами ответственности, размерами штрафов и компенсаций можно ознакомиться в другой статье нашего блога: «Способы защиты интеллектуальных авторских прав».

      Ремиксы, ремейки и каверы, сэмплирование музыкальных композиций находятся в «серой» правовой зоне. Заимствование музыкальных фрагментов – весьма спорно с юридической точки зрения. Хотя зачастую при этом создается новый продукт, значительно отличающийся от оригинала, его автор может предъявить судебный иск и выиграть дело. Поэтому законное создание переработанных произведений может производиться только на основании лицензионного договора с автором оригинальной песни или мелодии.

      В 80-е гг. XX в. в рэперской среде возникло целое сэмпл-движение, когда музыку записывали полностью из нарезок по чужим альбомам. Создатели сэмплов считали, что это всего лишь еще один способ упорядочивания звуков, и он не является нарушением авторских прав. Однако судебное дело музыкальной издательской компании Bridgeport Music Inc. против лейбла Dimension Films в США расставило все точки над «i» – было признано, что сэмплинг записей находится вне закона.

      Права на аранжировку

      Для получения полноценного трека авторы песен обычно пользуются услугами профессиональных аранжировщиков в звукозаписывающих студиях. Аранжировка подразумевает обработку «сырого», «чернового» варианта композиции для ее живого исполнения музыкантами. Это тоже творческий процесс, поэтому по закону у аранжировщика возникают права на продукт своей деятельности:

      • Права на фонограмму, которые относятся к смежным правам. Чтобы права на аранжировку перешли от аранжировщика к автору песни, с ним также необходимо заключить договор. При отсутствии договора он вправе подать судебный иск и потребовать возмещения компенсации за незаконное использование фонограммы без его разрешения.
      • Права соавтора, если аранжировка представляет собой значительный объем переработки музыки или текста. В этом случае должен быть заключен договор для соавторов, рассмотренный выше.
      Содержание
      Особенности авторского права в области музыки Условия охраноспособности Плагиат в музыкальной среде В чем заключаются права автора? Защита авторских прав на музыку Для чего нужно авторское свидетельство? Оформление авторского права на песни и музыку

      Нужна консультация?

      Наши специалисты ответят на любой интересующий вопрос

      Задать вопрос

      Ответы на часто задаваемые вопросы

      Если у вас возникли другие вопросы, пожалуйста, звоните по тел. +7 (499) 286-86-16

      Как использовать музыку без нарушения авторских прав

      У любой песни есть автор музыки и текста. Но права на ее коммерческое использование могут быть не у автора, а у владельцев продюсерского центра, звукозаписывающей компании. Большинство современных песен в настоящее время создаются для лейблов, которые профессионально занимаются продвижением и распространением музыки.

      Использовать чужую музыку (в том числе ту, которая размещена в Интернете) можно только с согласия правообладателя или его законного представителя. Это согласие имеет юридическое значение, если оно оформлено в виде лицензионного договора. Лицензия может быть исключительной – права на использование трека предоставляются только одному лицу (компании) или неисключительной, в этом случае автор может передавать права сразу нескольким субъектам.

      В лицензионном договоре должно быть указано:

      • как именно сможет распоряжаться треком правоприобретатель (например, имеет ли он право на переработку музыки);
      • на какой территории предоставляется право распространения;
      • на какой срок автор дает такое право;
      • условия выплаты вознаграждения.

      В тех случаях, когда композиция создается для лейбла, музыкант может заключить с заказчиком договор авторского заказа. Подтверждением передачи прав в обоих случаях является акт-приемки передачи. Если заказчик – иностранное лицо, то рекомендуется составлять договоры в 2 вариантах – на русском и на английском языке.

      Узнать подробнее о договоре авторского заказа.

      Для приобретения прав на лицензионные музыкальные треки и их законного применения в бизнесе (фоновая музыка для кафе, ресторанов, магазинов) можно использовать российский облачный интернет-сервис «Бубука», администрация которого заключает прямые договоры с лейблами и правообладателями.

      Регистрация авторских прав на песню или музыкальную композицию, правильная конструкция договора – это залог того, что исключительные права не будут нарушены в будущем и автор получит вознаграждение в полном объеме. Опытные юристы компании IPbrand помогут вам оценить правовые риски соглашения и защитить ваши авторские права.

      После смерти певца Виктора Цоя права на его музыкальное наследие перешли к его сыну Александру. Он заключил договор с компанией «Музыкальное право» на использование фонограмм музыканта. Представители компании позиционировали себя в качестве единственного правообладателя, не предоставляли информацию о доходах Александру Цою, запрещали использовать ему музыку отца в аранжировках музыкальной группы, для которой он являлся сопродюсером, то есть злоупотребляли предоставленными правами. Расторгнуть договор и восстановить авторские права удалось только через суд.
      Как проверить, есть ли авторские права на музыку

      Проверку музыки на авторские права для ее использования в своих проектах можно сделать по названию песни или композиции в поисковых системах. Даже если права перешли другому лицу, например, продюсерской компании, вы можете сначала обратиться к автору, а затем по цепочке выйти на правообладателя.

      На YouTube авторские права на музыку часто указываются в описании к видеоролику. На этом видеохостинге есть фонотека, вход в которую осуществляется через творческую студию. В ней находятся бесплатные музыкальные треки, которые можно законно использовать в видеороликах для вашего канала.

      Как продать песню или музыкальную композицию?

      Когда мы говорим о продаже музыкального произведения, то необходимо понимать разницу между продажей экземпляра произведения и передачей прав на его использование. О способах использования уже было сказано выше – это тиражирование, передача в эфир, размещение на digital-площадках. Когда вы продаете (или покупаете) экземпляр музыкального произведения, это не значит, что вместе с ним передаются и права на его использование. Свободное пользование (прослушивание) разрешено только в личных целях (не для публики) и должно носить некоммерческий характер.

      Продажа прав на музыку для извлечения коммерческой прибыли производится только по договору. Договор может быть нескольких типов, но чаще всего для музыкальных произведений используется договор с полным отчуждением прав, то есть все виды использования вашего трека в полном объеме переходят к другому правообладателю.

      Способы использования (объем прав) при этом должен быть четко указан в договоре. Если, например, в тексте соглашения не написано, что новый правообладатель может размещать трек на YouTube, то он не имеет право это делать. Отсутствие согласия автора не является его разрешением по умолчанию.

      Другой важный момент договора – это размер авторского вознаграждения, способ его выплаты – в виде разовой фиксированной суммы или процентных отчислений от продаж, прибыли (роялти); а также форма оплаты – наличными, перевод на банковский счет.

      Перед заключением договора, как правило, начинаются переговоры. Если вы, как автор, делаете рассылку своей песни популярным исполнителям или в продюсерские центры, всегда существует риск того, что вы получите отказ (например, покупателя не устроит цена), а затем обнаружится, что ваша музыка незаконно используется бывшим потенциальным покупателем.

      Чтобы снизить такой риск, мы рекомендуем отправлять покупателям демо-версию трека (или мини-вариант песни), предварительно зарегистрировав его в РАО «Копирус». Свидетельство, полученное на «черновой» или сокращенный вариант, можно приложить в электронном письме как доказательство ваших авторских прав.

      Зарегистрировать авторские права на демо-версию песни или мелодии.

      Свободное использование чужой музыки

      Авторские права на музыку налагают запрет на ее использование другими лицами без разрешения автора. Но законодательством предусмотрено несколько случаев, когда песню или мелодию можно воспроизводить и распространять свободно, без выплаты вознаграждения автору и получения согласия от него:

      • При переходе произведения в общественное достояние. Это происходит после истечения срока действия авторских прав, то есть через 70 лет после смерти автора.
      • Если произведение является объектом народного творчества, то есть не имеет конкретного автора.
      • При использовании в личных целях, например, при покупке экземпляра с записью и прослушивания в домашних условиях, не на публике или в месте, свободном для посещения. Для изготовителей носителей с записями для личного пользования и импортеров предусмотрен фискальный платеж в пользу правообладателя.
      • При использовании в учебных или информационных целях, в объеме цитирования.
      • В медицинских, социальных организациях, в местах лишения свободы для заключенных, при исполнении музыки работниками или обслуживаемыми лицами.
      • При создании музыкальной пародии.

      Во многих случаях музыкальное произведение ошибочно считается народным. Например, песня «В лесу родилась елочка» имеет вполне определенных авторов – Раиса Кудашева (слова), Леонид Бекман (музыка). Композитор умер в 1939 г., поэтому его музыка перешла в общественное достояние в 2010 г. А Кудашева умерла в 1964 г., авторские права на слова песни сохраняются до 2035 года. Возможно, что у поэтессы имеются наследники, которые имеют исключительные права на использование слов из этой песни.

      Творчество композиторов, которое причисляют к классическому наследию, также может иметь своих правообладателей. Так, в 2008 г. были восстановлены права наследников русского композитора Рахманинова. Авторские отчисления за исполнение музыки Рахманинова должны поступать его двоюродной сестре Натали Уонамейкер, которая проживает в США. Свободное использование музыки этого композитора является незаконным.

      Поэтому факт перехода музыки в общественное достояние необходимо тщательно проверять.

      Что делать, если нарушены авторские права на музыку

      При нарушении авторских прав на музыку их защита состоит из следующих действий:

      1. Формирование доказательной базы – фиксирование нарушения, подтверждение авторства: время создания песни или мелодии, подготовка «черновых» рабочих материалов, отбракованных версий. Доказывание авторства значительно упрощается, если на руках есть свидетельство о депонировании музыкального произведения.
      2. Досудебное урегулирование спора – отправка претензии в адрес лица, нарушившего авторские права. В письме можно потребовать прекращение нарушения и выплату компенсации или выполнения других требований. Если музыка была незаконно опубликована на YouTube или в социальных сетях, то такое письмо направляется в адрес администрации интернет-ресурса с просьбой о блокировке аккаунта.
      3. Оформление искового заявления в судебную инстанцию. К иску необходимо приложить документы по п.1. Размер компенсации по судебному иску можно выбрать по желанию из нескольких вариантов: в размере от 10 тыс. до 5 млн. руб., в двукратном размере от стоимости контрафактной продукции, например, компакт дисков (тогда компенсация может быть больше); в двукратном размере от стоимости авторских прав. В последнем случае необходимо обратиться к специалистам-оценщикам. Оценка авторских прав производится по затратам на создание музыкального произведения (вознаграждение
      4. авторам, аранжировка, продакшн, постпродакшн), по доходам, полученным от его использования автором, по выплатам по лицензионным соглашениям.
      Так как судебные процессы могут длиться несколько лет, то в некоторых случаях досудебное решение конфликта может быть более приемлемым вариантом восстановления авторских прав на музыку. Например, южнокорейская звукозаписывающая компания YG Intertainment обратилась в администрацию видеохостинга YouTube с требованием блокировки видео с песней «Я люблю тебя». Мелодия и текст этой песни, перепетой русской певицей Альбиной, полностью повторяли песню корейского певца Тэяна «Eyes, Nose, Lips». Требования правообладателя были удовлетворены.

      Существует также другой способ решения спора по авторским правам – это обращение в Центр ВОИС (Всемирная организация интеллектуальной собственности) по арбитражу и посредничеству. Но при этом обе стороны спора должны изъявить свое желание для разрешения конфликта в данной организации. Установление авторства производится в ВОИС экспертной комиссией, специализирующейся на музыкальных произведениях. Она выдает заключение о наличии или отсутствии плагиата в песне.

      Специалисты юридической компании IPbrand помогут вам защитить авторское право на песню и мелодию с помощью депонирования в авторском обществе; оформят доказательную базу, подтверждающее авторство, и помогут блокировать нарушителей в Интернете. У нас вы можете получить квалифицированную юридическую консультацию по вопросам авторского права, а также оформить договорные отношения между авторами и правообладателями.

      • Комментарии
      Загрузка комментариев...
      Поделиться
      Назад к списку
      Популярные услуги
      Патентное Бюро
      О компании
      Карьера
      Реквизиты
      Отзывы
      Пресс-центр
      Контакты
      Подписка на рассылку
      +7 (495) 204-28-10
      +7 (499) 286-86-16
      Заказать звонок
      info@ipbrand.ru
      Москва, Соловьиный проезд, 1
      • Whats App
      • Viber
      Политика конфиденциальности
      © 2023 Все права защищены.