+7 (495) 204-28-10
+7 (499) 286-86-16
Заказать звонок
Услуги
Компания
Пресс-центр
Контакты
    Услуги
    Компания
    Пресс-центр
    Контакты
      Телефоны
      +7 (495) 204-28-10По будням с 10:00 до 18:00
      +7 (499) 286-86-16
      Заказать звонок
      • Главная
      • Пресс-центр
      • Договоры
      • Договор коммерческой концессии (франчайзинг)

      Договор коммерческой концессии (франчайзинг)

      logo
      Опубликовано: 5 апреля 2021

      Договор франчайзинга – удобный способ продвижения бизнеса, дающий возможность «новичкам» использовать имя и опыт более крупных и успешных предприятий. А как он заключается, какие особенности имеются и на что нужно обратить внимание?

      Метки статьи
      Авторское право Товарные знаки Договоры Защита прав
      Регистрация авторского права
      Бесплатная консультация

      Франшиза: договор коммерческой концессии

      На сегодняшний день франчайзинг является удобным способом продвижения бизнеса. Заключение подобного соглашения практикуется многими известными компаниями, что дает им возможность продвигать свои услуги или товары на новых рынках потребления. А новым маленьким предприятиям этот договор дает возможность осуществлять хозяйственную деятельность под именем и торговой маркой известной компании.

      Определение договора

      Договор коммерческой концессии можно охарактеризовать как соглашение между правообладателем и пользователем, на основании которого правообладатель дает возможность пользователю осуществлять хозяйственную деятельность с использованием его прав в сфере интеллектуальной собственности, а пользователь платит за это оговоренную в договоре сумму денег.

      Права использования могут включать:

      • товарный знак;
      • ноу-хау;
      • патенты;
      • произведения дизайна и т.д.
      Кроме вышеуказанных исключительных прав пользователь также наделяется возможностью использования имиджа и деловой репутации правообладателя.

      Следующей существенной отличительной чертой данного договора является наличие определенных прав и обязанностей, связанных с едиными стандартами производства товаров или предоставления услуг пользователем.

      Существенные условия договора франчайзинга

      Существенные условия договора коммерческой концессии – условия, которые должны быть согласованы сторонами.

      Пример предмета договора

      Предприниматель X, владеющий известной сетью кафе, продает франшизу своих кафе, а предприниматель Y намерен приобрести эту франшизу.

      Предмет договора в этом случае – исключительные права на использование товарного знака, фирменного стиля, оригинального дизайна кафе, а также элементы ноу-хау (технология ремонта помещения под фирменный дизайн, технические карты и рецепты блюд и напитков, регламенты работы и поиска сотрудников). По договору франшизы франчайзер может проводить обучение персонала, поставлять оборудование и продукты, например, высококачественные зерна кофе.

      Действующее законодательство гласит, что существенными признаются также те условия, которые по требованию одной из сторон соглашения должны быть обязательно включены в его текст и без которых невозможно заключение договора и установление сотрудничества.

      Важно! Если стороны не приходят к соглашению касательно существенных условий договора, он не может быть заключен.

      Предмет договора

      В первую очередь это объекты интеллектуальной собственности, которые необходимо четко указать в договоре.

      В качестве предмета договора франчайзинга выступают все те права интеллектуальной собственности, которые предоставляются в пользование правообладателем. При этом следует четко индивидуализировать все объекты интеллектуальной собственности, указав не только их наименование, но и основания возникновения прав на них (например, номер регистрации товарного знака).

      Сумма договора

      Следующее существенное условие – сумма, подлежащая оплате правообладателю. При этом данная сумма состоит из двух основных частей:

      • сумма, выплачиваемая непосредственно во время заключения договора,
      • роялти, которые выплачиваются ежемесячно и составляют определенный процент из дохода пользователя.

      В некоторых случаях в договоре также указывается определенная сумма в качестве «гонорара успеха», которая выплачивается при достижении установленного минимального объема дохода.

      Другие существенные условия

      В качестве существенных условий договора коммерческой концессии (франчайзинга) выступают также:

      • сфера предпринимательской деятельности, в которой должны быть использованы интеллектуальные права правообладателя;
      • способы применения предоставленных прав;
      • основные требования к качеству предоставляемых услуг или производимых товаров.

      Другие положения договора франчайзинга, подлежащие согласованию

      В первую очередь стороны предусматривают срок действия договора франчайзинга. Как правило, договор заключается на длительный период времени, который составляет минимум 5 лет. После окончания срока действия договора он может быть продлен на тот же промежуток времени.

      Следующее условие, которое часто включается в договор коммерческой концессии, это возможность заключать договора субконцессии пользователем. Т.е. пользователь передает исключительные права правообладателя третьим лицам. Иногда в тексте договора предусматривается запрет на заключение подобных соглашений.

      В качестве дополнительных условий договора коммерческой концессии (франчайзинга) могут быть указаны:

      • территория, на которой могут быть использованы исключительные права правообладателя;
      • условия касательно ценовой политики пользователя (например, могут быть предусмотрены конкретные суммы, которым должны соответствовать установленные пользователем цены);
      • порядок согласования расположения объектов предоставления услуг или продажи товаров.

      Порядок заключения договора

      Процесс заключения договора франчайзинга состоит из нескольких этапов.

      • Разработка
      • Форма договора
      • Стороны соглашения
      • Регистрация
      • Выплаты
      • Расторжение

      Разработка договора.

      Это первый этап заключения договора, в течение которого стороны:

      buy.png
      • ведут переговоры;
      • составляют текст соглашения;
      • согласовывают его;
      • при необходимости вносят корректировки;
      • подготавливают текст договора к подписанию.

      Форма договора

      Договор франчайзинга заключается в простой письменной форме. Но некоторые субъекты предпринимательской деятельности предпочитают заключать договор путем нотариального заверения. Это создает некоторые дополнительные гарантии для обеих сторон.

      Законодательство не обязывает стороны заключать договор путем нотариального заверения, но в то же время он подлежит обязательной регистрации в Роспатенте.

      Стороны соглашения по договору франчайзинга

      В качестве сторон договора франчайзинга выступают правообладатель (франчайзер) и пользователь (франчайзи).

      Согласно законодательным требованиям, в качестве сторон договора франчайзинга могут выступать только субъекты предпринимательской деятельности (индивидуальные предприниматели и коммерческие организации).

      Регистрация в Роспатенте (ФГБУ ФИПС).

      Договор франчайзинга подлежит обязательной регистрации в Роспатенте. Соответственно, при подписании договора франчайзинга необходимо подписать 3 экземпляра соглашения, один из которых предоставляется в Роспатент.

      Договор может быть зарегистрирован как франчайзером, так и франчайзи. Вместе с договором в Роспатент предъявляется также заявление установленной формы.

      Срок рассмотрения и регистрации договора франчайзинга составляет 2 месяца. Если в договоре имеются недочеты или заявителем были предъявлены неправильные документы, Роспатент отправляет уведомление заявителю, указав на те недочеты, которые нужно исправить. Срок исправления недочетов составляет 3 месяца.

      Формы выплат по договору

      Выплаты по договору франчайзинга должны быть осуществлены в безналичной форме. При этом необходимо сразу в тексте договора указать номера банковских счетов и все реквизиты сторон соглашения.

      При изменении реквизитов, в том числе и банковских счетов, необходимо уведомить об этом вторую сторону договора путем отправки письма на указанный в договоре адрес уведомления.

      Договор коммерческой концессии может быть расторгнут в случаях:

      • по истечению срока его действия;
      • по соглашению сторон;
      • в одностороннем порядке.
      Если договор не предусматривает возможность автоматического продления срока его действия, то он считается расторгнутым после окончания срока его действия.

      Стороны могут досрочно расторгнуть договор по обоюдному согласию путем заключения соответствующего соглашения.

      Каждая из сторон может отправить уведомление о досрочном расторжении договора за 6 месяцев до предполагаемой даты расторжения, если иной срок уведомления не предусмотрен договором.

      Правообладатель имеет право в одностороннем порядке расторгнуть договор франчайзинга, если:

      • пользователь нарушил условия договора касательно качества предоставленных услуг или производимых товаров;
      • пользователь допустил грубые нарушения инструкций франчайзера;
      • были допущены нарушения сроков оплаты.
      Договор франчайзинга также прекращает свое действие, если одна из сторон была признана банкротом.

      Содержание
      Договор коммерческой концессии (франчайзинг) Понятие договора коммерческой концессии Существенные условия договора Права и обязанности договора Порядок и условия заключения договора концессии

      Нужна консультация?

      Наши специалисты ответят на любой интересующий вопрос

      Задать вопрос

      Ответы на часто задаваемые вопросы

      Если у вас возникли другие вопросы, пожалуйста звоните по тел. +7 (499) 286-86-16

      На что обращать внимание франчайзи при анализе договора?

      Прежде чем заключить договор франчайзинга, следует тщательно изучить следующие условия:

      • сумму договора;
      • порядок осуществления выплат;
      • обязательства франчайзи;
      • требования к ведению и организации бизнеса;
      • порядок обучения;
      • обязанности франчайзера;
      • порядок расторжения договора.

      Договор франчайзинга – удобный способ продвижения бизнеса, дающий возможность «новичкам» использовать имя и опыт более крупных и успешных предприятий. При этом в интернете можно найти много различных порталов с объявлениями о продаже франшиз различных компаний. Это также свидетельствует о популярности данного вида гражданско-правовых отношений. Но, в любом случае, при заключении договора франшизы рекомендуется обратиться за помощью к квалифицированному юристу.

      Отличаются ли договоры в разных отраслях?

      Существенных отличий между договорами франшизы, заключенных в разных отраслях деятельности, не имеется. Суть договора едина везде. Только в каждой отрасли учитываются особенности именно данной отрасли, которые могут проявиться также в договоре франшизы.

      Как узнать, зарегистрирован ли договор франшизы?

      Проверить факт регистрации договора франшизы очень легко. Для этого необходимо зайти на сайт www.rospatent.gov.ru и осуществить поиск в каталоге товарных знаков. Затем необходимо выбрать тот товарный знак, который следует проверить, и просмотреть историю действий. Если касательно данного товарного знака была осуществлена регистрации договора франчайзинга, об этом должна быть соответствующая запись в истории. 

      Например, имеется товарный знак “Детская радость”, которая используется для обозначения детских развивающих центров. Если вы хотите проверить факт регистрации данного товарного знака в качестве франшизы, войдите на сайт www.rospatent.gov.ru и в каталоге товарных знаков поищите “Детская радость”. В истории товарного знака вы увидите регистрацию всех сделок, связанных с ним, в том числе и франшизу, если таковая была зарегистрирована. 

      Можно ли заключить несколько договоров франчайзинга?

      Каждый правообладатель имеет возможность заключить сразу несколько договоров франшизы. При этом может накладываться ограничение: передача франшизы для работы только на определенной территории. Это значит, что правообладатель не имеет права заключать договор франшизы для данной территории с другим пользователем.

      Франчайзинг или лицензионное соглашение: что лучше?

      Многие предприниматели задаются этим вопросом. Но договор франчайзинга и лицензионное соглашение- две различные сделки, которые имеют разные цели.

      По лицензионному соглашению предусматривается передача прав только на один вид интеллектуальной собственности, например, на товарный знак. По франшизе пользователь получает готовую отлаженную бизнес-модель.

      • Комментарии
      Загрузка комментариев...
      Поделиться
      Назад к списку
      Популярные услуги
      Патентное Бюро
      О компании
      Карьера
      Реквизиты
      Отзывы
      Пресс-центр
      Контакты
      Подписка на рассылку
      +7 (495) 204-28-10
      +7 (499) 286-86-16
      Заказать звонок
      info@ipbrand.ru
      Москва, Соловьиный проезд, 1
      • Whats App
      • Viber
      Политика конфиденциальности
      © 2023 Все права защищены.