Автор программного кода наделяется исключительными правами на свою разработку. В случае, когда программа для ЭВМ была создана в порядке выполнения служебных обязанностей, имущественные права принадлежат работодателю, если в трудовом договоре не указано иное. Но, в отличие от других видов интеллектуальной собственности, программное обеспечение (ПО) не статично – оно постоянно модифицируется и адаптируется под нужды конкретных заказчиков. Кому в этом случае принадлежат исключительные права и что можно считать их нарушением – обо всем по порядку в нашей статье.
Исключительные права на программу для ЭВМ
В России и в большинстве других стран мира программный код охраняется авторским правом как литературное произведение. Такая система юридической защиты обладает следующими ключевыми особенностями:
Правовая охрана предоставляется только программному коду, а не функциональным элементам. Другими словами, аналогичный функционал может быть реализован другим программистом и это не является противозаконным.
Права на программу возникают сразу после ее создания и действуют в течение всей жизни автора + 70 лет после его смерти. Дополнительно в качестве защиты можно использовать регистрацию программы для ЭВМ в «Роспатенте», которая производится в форме депонирования – передачи экземпляра на хранение с фиксацией даты и авторства. Авторские права распространяются как на исходный, так и на объектный код, они могут быть выражены на любом языке.
Согласно статье 1270 Гражданского кодекса, другие лица не имеют права модифицировать код без разрешения его автора (правообладателя). Право на модификацию программы для ЭВМ есть только у разработчика, но оно может быть передано по договору. Под модификацией (производным авторским произведением) понимаются любые изменения программы, в том числе перевод с одного языка на другой. Однако модификацию нужно отличать от адаптации, которую мы рассмотрим далее.
Некоторые разработчики по-своему трактуют право на свободное использование программ путем их переработки, считая, что она не ограничивается гражданским правом. Однако это влечет за собой все виды ответственности – от гражданской в виде компенсаций правообладателю, до уголовной. Неприкосновенность произведения (в данном случае программы для ЭВМ) и исключительное право на его использование – это основа авторского права.
Пример. Взыскать компенсацию правообладатель может не только за распространение контрафакта, но и за модификацию ПО, к которой относится и ее взлом. Так, например, 2 февраля 2022 г. апелляционный Арбитражный суд принял решение по делу № А83-16181/2020 по иску от ООО «1С-Софт» к ООО «Никкос». В ходе проверки МВД было установлено, что на ноутбуке бухгалтерии ООО «Никкос» установлен контрафактный экземпляр программы «1С-Бухгалтерия». Замена существующего ключа эмулятором была определена как незаконное вмешательство в работу программы(модификацией), что является нарушением авторских прав правообладателя. Суд взыскал с ответчика компенсацию в размере1 656000 рублей.
В каких случаях разрешено изменение программы
В российском законодательстве предусмотрена возможность адаптации ПО без получения разрешения автора (правообладателя), если его экземпляр приобретен правомерно. Это положение оговорено в статье 1280 ГК РФ. Такая адаптация не считается переработкой (модификацией) программы для ЭВМ, если изменения вносятся:
- с целью исправления явных ошибок в ПО (если прямой запрет не установлен в договоре между пользователем и владельцем программы или в пользовательском соглашении);
- только для обеспечения функционирования программы на технических средствах пользователя;
- когда это необходимо для взаимодействия с программой, разработанной независимо данным лицом; информация при этом не передается другим.
Разница между адаптацией и модификацией программ для ЭВМ заключается в следующем:
Это переработка кода для добавления новых полезных функций с целью использования и распространения переделанного ПО;
Это наладка программы на определенном компьютере, которую пользователь осуществляет самостоятельно.
Законное использование переработанного произведения (модификация программы для ЭВМ), должно быть основано на письменном согласии автора/правообладателя оригинального программного кода.
Защита прав на программное обеспечение
При разрешении споров, связанных с модификацией программ для ЭВМ, в суде исследуется оригинальный код и производится его сравнение с производным. Основная трудность для разработчиков программного обеспечения при этом – подтверждение права и первенства на код. Для этого может потребоваться назначение дорогостоящей экспертизы (ее стоимость в 2021 г. составляла 20 – 40 тысяч рублей), привлечение свидетелей. Все это значительно увеличивает длительность судебного процесса.
Между тем по российскому законодательству авторы (правообладатели) могут сами или через своих представителей – патентных поверенных – зарегистрировать программу для ЭВМ в «Роспатенте». Заявителю при этом выдается свидетельство государственного образца, подтверждающее факт возникновения прав на ПО на определенную дату. Свидетельство действует в течение всего срока авторских прав и не требует ежегодной уплаты пошлин или дополнительных взносов.
Для регистрации ПО в «Роспатенте» необходимо подать заявку, оформленную по установленному образцу и оплатить пошлину:
- для физических лиц – 3500 руб;
- для организаций – 4000 руб.
Проверка заявки по срокам занимает от 1 дня (для электронного варианта документооборота) до 14 дней при подаче документов на бумажном носителе. При положительном результате информация о ПО вносится в государственный реестр.
Узнать подробнее о регистрации программы для ЭВМ в «Роспатенте».
Наиболее распространенным способом защиты прав на программное обеспечение является судебный иск о взыскании компенсации в пользу правообладателя. Размер такой компенсации может рассчитываться одним из 3 способов (на усмотрение владельца ПО):
- в твердом размере – до 5 млн. рублей;
- в двукратном размере от стоимости контрафактных экземпляров;
- в двукратном размере лицензионного договора, который мог быть заключен между ответчиком и истцом при соблюдении требований законодательства.
При этом лица, распространяющие контрафактное ПО, отвечают солидарно. Кроме того, правообладатель может потребовать наложение ареста на контрафакт.
Пример. Один из последних громких процессов – это судебное дело № А60-46975/2016. ООО «ИЦ «Логика» обратилось с иском против ЗАО «НПЦ «АТ Транс» и АО «Сибур-Транс» о взыскании солидарно компенсации за нарушение прав на программу для ЭВМ по управлению железнодорожной автоматикой. ООО ИЦ «Логика» в качестве субподрядчика разработало программу по договору для ЗАО «НПЦ «АТ Транс», а также принимало участие в ее встраивании в процессор; передача экземпляра программы была произведена на карте памяти. Разработчик ПО зарегистрировал свою программу в «Роспатенте».
Однако ЗАО «НПЦ «АТ Транс»впоследствии отказалось признавать факт получения программы, а также заявило о том, что оно самостоятельно разработало ПО и передало ее конечному заказчику – АО «Сибур-Транс». Ответчик отрицал вину, обосновывая свою позицию тем, что программное обеспечение создано им независимо. Экспертиза установила, что программа АО «Сибур-Транс» является модификацией первоначального варианта, права на который принадлежат ООО «ИЦ «Логика» (совпадение 59% кода). Арбитражный суд вынес решение о взыскании с каждого ответчика компенсации по 6000000 рублей в пользу ООО «ИЦ «Логика».
Передача прав на модификацию по лицензионному договору
Права на модификацию можно получить на основании лицензионного договора на программу для ЭВМ или договора отчуждения, по которому они полностью передаются новому владельцу. Лицензионный договор заключается также в тех случаях, когда разработчик хочет передать права на реализацию своего программного обеспечения другим лицам, но при этом запретить его модификацию. Чаще всего оформляется неисключительный лицензионный договор, то есть правообладатель может выдавать аналогичные лицензии нескольким лицензиатам.
Конструкция такого договора должна включать следующие обязательные разделы:
- предмет сделки с подробным описанием функционала и возможностей;
- пределы использования программы для ЭВМ; если в договоре не указаны конкретные способы, то это не значит, что право предоставляется автоматически;
- порядок и размер выплаты вознаграждения правообладателю ПО.
Модификация программы может ограничиваться рамками, установленными лицензионным соглашением. Договор заключается в письменной форме, иначе он не обладает юридической силой.
Узнать подробнее о заключении лицензионных договоров на программы для ЭВМ с целью их реализации и модификации.
При купле-продаже исключительных прав на программное обеспечение по договору отчуждения необходимо учитывать, что он подлежит регистрации в «Роспатенте», если программный код внесен в государственный депозитарий. В противном случае сделка считается юридически ничтожной.
Пример. Неправильное оформление лицензионного договора может ущемлять как интересы лицензиата, так и лицензиара. В 2015 г. рассматривалось судебное дело между ООО «СПб Софтваре Консалтинг» (лицензиат и истец) и ООО «Кристал Реалити» (лицензиар, правообладатель программного обеспечения и ответчик). Эти две организации заключили между собой лицензионный договор, по которому передавались права на программный продукт и его исходный код, а также право на его модификацию. Лицензиат получил возможность заключать сублицензии с третьими лицами.
Однако в договоре был также указан пункт, оговаривающий обязанность лицензиата сохранять втайне исходный код программы, то есть фактически он лишался права на его передачу третьим лицам. Лицензиат подал судебный иск с просьбой признать договор недействительным, так как это ограничивает возможности сублицензирования. Но арбитражный суд отклонил эти требования. Нужно отметить, что расторжение договоров в одностороннем порядке ограничено по закону, так как заключение соглашения предполагает обязательное выполнение его условий сторонами договора. Вот почему для оформления лицензий и договоров отчуждения лучше всего обращаться к профессиональным юристам.
Авторские права на модификацию программы для ЭВМ
При получении права на модификацию программы для ЭВМ законным способом (по договору) у переработчика также возникают авторские права на переработку. Если же модификация произведена нелегально, то лицо, использовавшее код без разрешения правообладателя, является не автором, а нарушителем авторского права.
Авторские права на модифицированную программу существуют независимо от оригинального произведения. Такой код также можно зарегистрировать в «Роспатенте» и получить свидетельство. Необходимыми условиями для этого являются правомерность переработки (письменное разрешение от автора) и ее творческий характер. Автор модифицированного ПО не вправе запрещать другим лицам переработку оригинального программного кода.
По истечении срока действия лицензионного договора, на основании которого производилась модификация программы, авторские права не передаются ее правообладателю. Они остаются у переработчика, но вид и объем реализации таких прав ограничен лицензией.
При разработке IT-продуктов нередко применяется также так называемый реверс-инжиниринг (обратная разработка) – это восстановление кода из готового продукта, написание аналогичного кода без прямого копирования. Соответственно возникает вопрос о правомерности такой разработки. Здесь нужно учитывать, что авторское право охраняет только внешнее выражение, а не суть и функционал. А вот в патентном праве реверс-инжиниринг является незаконным, так как патент охраняет сущность разработки. Однако патентование в IT-сфере ограничено – зарегистрировать изобретение или полезную модель можно только в том случае, если программный код неотделим от аппаратной части.
Опытные патентные поверенные компании IPbrand помогут вам подобрать наиболее оптимальный вариант юридической защиты для вашего программного обеспечения. Мы регистрируем программы для ЭВМ в «Роспатенте» и Минкомсвязи (Минцифры), что позволяет не только юридически закрепить права на программный код, но и получить возможность для участия в государственных тендерах, а также снизить налоговое бремя в рамкахIT-манёвра, одобренного Правительством РФ в 2020 г. Кроме того, для защиты названия ПО от его незаконного копирования и использования применяется регистрация товарного знака, а уникальный дизайн приложения можно защитить в виде промышленного образца, получив государственный патент.