Основными этапами «жизни» любого бренда являются его создание, регистрация в качестве товарного знака, собственно функционирование (использование в гражданском обороте и бизнесе) и аннулирование. Промежуток времени между первым и втором этапом используется для первоначального формирования различительной способности, когда новая торговая марка еще только начинает приобретать известность среди потребителей. Чаще всего предприниматели начинают задумываться о регистрации товарного знака только в тот момент, когда бренд становится популярным и повышается его ценность. Однако несвоевременное получение правовой охраны сопряжено с большими рисками. Поэтому специалисты в области интеллектуальной собственности всегда рекомендуют производить проверку и регистрацию товарного знака как можно раньше – еще на этапе разработки дизайна торговой марки.
Разрешается ли использовать незарегистрированный товарный знак?
В российском законодательстве нет прямых ограничений, запрещающих использование незарегистрированных обозначений. Любое лицо может создать свой бренд без его регистрации. С другой стороны, статья 1477 Гражданского кодекса РФ устанавливает исключительное (монопольное) право для владельца товарного знака, служащего для индивидуализации коммерческой деятельности. Другими словами, незарегистрированный товарный знак можно использовать только до тех пор, когда он не нарушает имущественное право других лиц.
Чаще всего при создании нового бизнеса так и происходит – сначала создается логотип (торговая марка), который наносится на товар, а позже, когда он приобретает определенную популярность среди потребителей, становится целесообразной его регистрация. Сами по себе такие обозначения не имеют коммерческой ценности. Они приобретают ее только тогда, когда используются в качестве символа конкретного бренда и их использование становится эксклюзивным. Крупные же компании, наоборот, регистрацию бренда проводят на начальных этапах (например, при разработке новой линейки товаров), так как «на кону» гудвилл предприятия – его нематериальные активы, включающие в себя товарные знаки и репутацию на рынке.
Правовой статус незарегистрированного обозначения можно сопоставить с коммерческим обозначением – его не нужно вносить в государственные реестры, ЕГРЮЛ и уставные документы. Юридическую защиту оно приобретает в том случае, если обладает различительной способностью и стало известным (то есть активно используется в коммерческой деятельности) на определенной территории.
Коммерческому обозначению посвящены статьи 1538-1541 ГК РФ, а его отличием от товарного знака является то, что оно предназначено для индивидуализации предприятия в целом, а не отдельного продукта или линейки товаров. Так же, как и товарный знак, оно может присутствовать на вывесках, в рекламе, в документации, в качестве маркировки на продукции и упаковке (ст. 1539 Гражданского кодекса). Однако основным недостатком такой формы правовой защиты является то, что в спорных случаях необходимо будет доказать более ранний приоритет (начало использования) коммерческого обозначения, его различительную способность и известность среди потребителей. Права на коммерческое обозначение автоматически прекращаются, если оно не используется в течение года.
Правовые риски
Использование незарегистрированного товарного знака в коммерческой деятельности влечет за собой следующие риски:
- Недобросовестная конкуренция
- Отсутствие исключительных прав предоставляет возможность выхода на рынок для конкурентов, «паразитирующих» на популярности и деловой репутации, формируемой вокруг бренда. Добросовестный производитель при этом будет нести потери, связанные с упущенной прибылью от реализации и снижением доверия потребителей, так как конкуренты могут выпускать товар более низкого качества.
- Недобросовестная регистрация товарного знака
- Другое лицо может получить исключительные права на обозначение, а добросовестный производитель – лишиться возможности использования спорного товарного знака. В юридической практике нередки случаи, когда такая регистрация производится именно с целью блокировки бизнеса других лиц.
- Патентный троллинг
- Сущность этого явления заключается в том, что компании проводят массовую регистрацию товарных знаков, которые фактически не используются ими в коммерческой деятельности. В руках одного правообладателя может концентрироваться до нескольких сотен обозначений. Аккумулирование товарных знаков производится для того, чтобы предъявить иск или продать права на них добросовестным и успешным предпринимателям, которые вовремя не озаботились получением свидетельства. Такие компании тщательно отслеживают нарушения их прав, а когда использование спорного товарного знака достигает существенного объема, предъявляют претензии, получая значительные компенсационные выплаты. Часто регистрируются и свободные обозначения (а их становится все меньше и меньше, так как ежегодно в «Роспатент» поступает более 60 тысяч заявок), которые в будущем могут оказаться привлекательными для бизнеса.
- Указание незарегистрированного обозначения в чужом доменном имени
- Адресация в глобальной сети Интернет является одним из способов использования товарного знака. Со временем обозначение приобретает популярность среди потребителей, и они начинают искать информацию о нем в Интернете. Заходя на сайт со сходным доменным именем и однородными товарами, они могут совершить ошибочный выбор.
Подрыв деловой репутации, упущенная выгода и предъявление судебного иска – основные риски при использовании незарегистрированного товарного знака. Кроме того, существует также такое явление, как размывание товарного знака. Даже если потребителей не вводят в заблуждение другие предприниматели, «паразитирующие» на чужой гудвилл, все равно снижается коммерческая и инвестиционная привлекательность бренда из-за уменьшения его различительной способности.
Примеры нарушений
На имя ООО «Бэст Трэйд Рисёч энд Девелопмент Компани» в России было зарегистрировано 28 товарных знаков, которыми маркировалась импортируемая из Китая обувь. ООО «Экспо-М» в 2014 г. обратилось в суд о незаконном признании исключительных прав на 2 товарных знака – «TOPRACE» и «DAGENI», в ответ этой компании был предъявлен встречный иск с требованием о взыскании компенсации – в размере двукратной стоимости товаров, маркированных данными обозначениями. Продукцию с этими товарными знаками завозили и другие участники внешнеэкономической торговли, задолго до учреждения ООО «Бэст Трэйд Рисёч энд Девелопмент Компани». Суды первой инстанции поддержали правообладателя товарных знаков. И лишь в апелляционной инстанции, в Суде по интеллектуальным правам (СИП), эти действия были квалифицированы как злоупотребление правом на регистрацию и недобросовестной конкуренцией.
Аккумулированием товарных знаков занимается и «Ассоциация делового сотрудничества Ветеранов Афганистана «Мир». В 2015 г. эта организация предъявила иск к ООО «Релиз» (г. Екатеринбург) по поводу незаконного использования товарного знака №472916 «Модница» на импортируемых товарах. Екатеринбургской таможней был полностью изъят товар и составлен акт об административном правонарушении. Обжаловать это действие и признать необоснованными претензии «АДС ВА «Мир» также удалось только по кассационной линии в СИП.
Товарные знаки, зарегистрированные на имя «АДС ВА «Мир»
Этой ассоциации и сейчас принадлежит множество товарных знаков, включающих широко употребляемые слова и выражения. Формально запретить их регистрацию нельзя, так как заявитель не обязан подтверждать использование обозначений в коммерческой деятельности. В некоторых странах (например, в США), это является обязательным требованием к товарному знаку.
Ответственность за незаконное использование
Нарушение чужих прав на товарные знаки (в том числе неумышленное, при использовании незарегистрированного обозначения) в правоприменительной практике может повлечь за собой наказание нескольких видов. Способ компенсации в пользу правообладателя зарегистрированного обозначения выбирается на усмотрение истца, но его размер может быть снижен по решению суда.
Виды наказаний
- Штрафы и компенсации
- Конфискация контрафакта
- Денежная компенсация в твердом размере от 10 000 до 5 млн. руб.
- Денежная компенсация в двукратном размере стоимости контрафакта
- Компенсация в денежном эквиваленте в двукратном размере от стоимости прав на товарный знак
- Штрафы и компенсации
- Конфискация контрафакта
- Штраф в пользу государства – от 50 до 200 тыс. руб. для юр. лиц
- При производстве и реализации контрафакта – штраф не менее 100 тыс. руб. для юр. лиц
- Другие виды наказаний
- Лишение права занимать руководящую должность до 3 лет для должностных лиц
При многократном нарушении или причинении ущерба в особо крупном размере (свыше 250 тысяч рублей)
- Штрафы и компенсации
- Штраф в пользу государства – 100 до 300 тыс. руб.
- Штраф в размере дохода за последние 1-2 года
- Штраф от 500 тысяч до 1 млн. руб. для организованной группы нарушителей
- Штраф в размере дохода за последние 1-2 года для организованной группы
- Другие виды наказаний
- Общественно полезные работы сроком до 90 дней
- Привлечение к труду сроком до 1 года, с вычетом заработка в пользу государства
- Принудительные работы до 5 лет для организованной группы
- Лишение свободы до 6 лет для организованной группы
Преимущества регистрации
Регистрация товарных знаков в первую очередь обеспечивает надежную защиту исключительных прав их владельцев, так как для них разработана более эффективная система охраны и пресечения нарушений.
Кроме того, это дает следующие преимущества:
- Зарегистрированный бренд становится полноценной частью нематериальных активов, его можно поставить на баланс компании.
- Появляется возможность передачи прав на обозначение на основе лицензионных договоров, в том числе для расширения бизнеса. Это позволяет получить дополнительную прибыль.
- Пресекается «размывание» бренда, увеличивается инвестиционная привлекательность компании.
- Зарегистрированное обозначение дает возможность законного введения товара в гражданский оборот. Это стало особенно актуальным с началом внедрения национальной системы цифровой маркировки товаров в России, направленной на снижение контрафактных продаж. Согласно закону, система маркировки должна охватить все отрасли промышленности к 2024 г.
- Наличие зарегистрированного товарного знака позволяет беспрепятственно выйти с продажами на крупнейшие маркетплейсы – Wildberries, Ozon, Яндекс.Маркет, Lamoda.
- Товарный знак может выступать в качестве залогового обеспечения для получения финансирования со стороны банковских структур.
Процедура регистрации
Наглядная схема регистрации товарного знака со сроками приведена ниже.
Заявку можно подать как на бумажном носителе (непосредственно в патентное ведомство или по почте), так и в электронном формате – на сайте «Роспатента» или «Госуслуги». Последние 2 сервиса предоставляют возможность круглосуточной отправки документации, а электронное взаимодействие с ведомством облагается государственными пошлинами по сниженной ставке на 30%. Однако в этом случае необходима настройка АРМ и получение квалифицированной цифровой подписи. В нашем патентом бюро имеется все необходимое для электронного документооборота с «Роспатентом».
Заявка на товарный знак проходит двухступенчатую проверку в патентном ведомстве. Во время формальной экспертизы проверяется комплектность документов и отсутствие ошибок в их оформлении. Экспертиза по существу проводится с целью выявления сходных товарных знаков, права владельцев которых могут быть ущемлены, и несоответствия действующему законодательству. На этом этапе «отсеивается» большинство заявок.
Если эксперты выявят нарушения, то заявителю направляется уведомление о необходимости корректировки заявки. Это необходимо сделать в установленные сроки, иначе заявка будет признана отозванной. Если вынесено положительное решение, то товарный знак вносится в государственный реестр и публикуется в бюллетенях. После этого заявителю выдают свидетельство.
Перед каждым этапом регистрации необходима уплата государственных пошлин. Окончательный расчет затрат для получения свидетельства производится с учетом количества классов МКТУ, указанных в заявке. Минимальная сумма пошлин составляет 33 тысячи рублей. Подача через электронный сервис в нашем бюро позволяет сэкономить расходы более, чем на 10 тысяч рублей.
Срок правовой охраны
Применительно к товарным знакам срок исключительных прав устанавливается законом на 10 лет с момента подачи заявки. Однако фактически он является бессрочным, так как действие свидетельства можно продлить по заявлению еще на 10 лет и это допускается неограниченное количество раз. Таким образом, при надлежащей активности правообладателя исключительное право не лимитируется по времени.
Указанный срок в 10 лет служит в качестве ограничительного механизма на тот случай, если правообладатель утратил со временем интерес к своему товарному знаку и фактически перестал им пользоваться. Прекращение правовой охраны в этом случае дает возможность его использования (после регистрации) другим производителям.
Надлежащая охрана товарному знаку может быть обеспечена только после его регистрации в органах государственной власти, особенно при столкновении прав с тождественным или похожим обозначением. Многие эксперты в области патентного права считают, что случаи свободного использования в отношении товарных знаков вообще недопустимы, так как это часто приводит к злоупотреблению правом на стадии регистрации со стороны конкурентов и «патентных троллей». Большая часть дел, рассматриваемых Судом по интеллектуальной собственности, связана именно с нарушением прав на товарные знаки. Специалисты нашего бюро помогут защитить товарный знак от конкурентов. Мы используем гибкий подход к нашим клиентам – вы можете выбрать наиболее подходящий для вас пакет услуг по регистрации интеллектуальной собственности и средств индивидуализации.