Проведение патентного поиска – процедура, необходимая для определения новизны технического решения и возможности получения патента. Она осуществляется по определенной методике, с учетом цели и предмета поиска, ретроспективы и географического охвата. При выборе патентных баз необходимо руководствоваться их особенностями и возможностями.
Понятие патентного поиска
Патентный поиск – это получение информации из фондов патентной документации (официальных реестров по заявкам на регистрацию для изобретений, промышленных образцов или полезных моделей) с целью ее дальнейшей обработки.
Такие реестры ведутся в национальных ведомствах каждой страны, а общий фонд патентов в международных поисковых системах превышает более 110 миллионов документов.
Цели поиска
Патентный поиск производится для решения нескольких задач:
- Определение новизны (уникальности) разрабатываемого технического решения (изобретение, полезная модель или промышленный образец) с целью выявления возможности получения патента. Такой поиск производится изобретателями для поиска аналогов, ближайшего прототипа и выявления технической реализуемости, а экспертами «Роспатента» – для установления приоритета по заявке и возможности выдачи патента.
- Поиск изобретателей или компаний-правообладателей патента для заключения с ними лицензионного соглашения или договора отчуждения по передаче прав на использование технического решения в коммерческой деятельности.
- Выявление новых перспективных направлений для развития компании на рынке инновационных продуктов.
- Получение общей информации о состоянии сектора рынка и технического уровня в данной отрасли (информационный поиск).
- Выявление особенностей новых продуктов и их возможного применения в других сферах.
- Поиск для получения дополнительной информации для исследовательской работы.
- Поиск для выявления возможного нарушения исключительных прав на техническое решение.
- Определение патентной чистоты для реализации продукции на рынках других стран, анализ риска нарушения чужих авторских прав, защищенных патентами, а также способов обхода таких патентов. Эта цель особенно актуальна для фармацевтической продукции, так как выпуск нового медицинского препарата сопровождается большими финансовыми вложениями. Также такой поиск часто необходим для компаний, работающих в IT-сфере.
Результаты поиска могут служить в качестве аналитического инструмента для построения патентного ландшафта, показывающего общую ситуацию в мире по технологии, отрасли или продукту. Построение патентного ландшафта позволяет определить конкурентоспособность перспективных технологий.
Виды патентного поиска
Различают несколько видов патентного поиска в зависимости от критериев и типа ключевых слов:
- Предметный – это основной вид поиска, который производится по темам и рубрикам МПК. Он используется для поиска аналогов, определения уровня техники.
- Именной (или авторский) – выборка патентной документации производится по имени автора изобретения. Его можно использовать в качестве дополнения к предметному. Как правило, у автора может быть несколько разработок в одном и том же направлении.
- Библиографический поиск. Он проводится по библиографическим данным, которые указаны в патенте (или в заявке) при описании аналогов. Это позволяет расширить область поиска в смежных классах МПК.
- Фирменный поиск, аналогичный предыдущему виду, только он производится по названию компании, которая является правообладателем патента. Этот способ используется в тех случаях, когда известны ведущие производители в данной сфере деятельности. Он применяется для определения тенденций в какой-либо области рынка.
- Нумерационный – поиск патента по его заранее известному номеру. Такой поиск можно производить непосредственно по открытым реестрам «Роспатента». Чаще всего он используется для того, чтобы узнать статус правовой охраны – истек ее срок или нет, а также для поиска взаимосвязанных документов и определения правообладателя.
Как сделать патентный поиск: пошаговое руководство
Чтобы провести предметный патентный поиск, необходимо выполнить несколько этапов:
- Определить, что именно необходимо искать. Например, если планируется подача заявки на изобретение, представляющее собой техническое устройство, то объектом поиска может быть его принципиальная схема, способ работы, конструкция отдельных узлов или деталей, область применения, форма связи между отдельными элементами. Все эти объекты являются охраноспособными и на них можно получить патент.
- Выбрать классификационные рубрики МПК и индексы кодирования, по которым будет проводиться поиск. МПК – это специальная классификационная система в виде иерархической структуры, которая используется для систематизации информации об изобретениях. Она включает 8 основных разделов, каждый из которых разбит на классы, внутри классов расположены подклассы.
- Сформулировать ключевые слова в соответствии с терминологией данной отрасли и международными классификаторами. В европейских странах и Японии используется классификатор МПК, в США и некоторых других странах – своя национальная классификация. Корректный подбор слов для запросов является одним из главных моментов для получения точных результатов поиска. В процессе поиска может возникнуть необходимость в их уточнении. Термины при этом должны характеризовать не только техническую сущность, но и назначение, отличительные особенности патентуемого объекта. Для них также нужно подобрать синонимы и перевести все термины на английский язык (или другие языки, на которых представлена патентная документация в поисковой системе). Для подбора синонимов используют терминологические словари и справочники.
- Определить географию и глубину поиска (ретроспективу):
- При подаче заявки на регистрацию изобретения в «Роспатент» обязательным является поиск по базам данных России, США, Великобритании, Франции, Германии, Швейцарии, Китая, Кореи и Японии, Австрии, Австралии, Канады, ВОИС и Европейского патентного ведомства. Но эксперт «Роспатента» не ограничивается патентным массивом только этих стран, если будет обнаружено аналогичное решение, запатентованное в другом государстве, то по заявке будет выдан отказ.
- Глубина поиска (или временной период просмотра патентов) для определения новизны разработки составляет 50 лет, предшествующих подаче заявки.
- Если поиск проводится для определения патентной чистоты, то нужно исследовать все патенты по тем странам, куда планируется экспортировать продукцию. Глубина поиска при этом должна быть в пределах срока правовой охраны. Для изобретений в большинстве стран он составляет 20 лет, для промышленных образцов – от 10 лет в России до 25 лет в Евросоюзе.
- При проведении патентного поиска с целью определения технического уровня и тенденций развития в данной отрасли глубину ретроспективы можно ограничить 15 годами.
- Если поиск производится для прогнозирования научно-технического развития и выбора перспективных направлений, то его глубина обычно составляет 5 лет.
- На основании выбранных стран определить базы данных для поиска или источник патентной документации (национальные, региональные, международные базы). О них будет рассказано далее. Информационные системы поиска различаются как по покрытию данных (ретроспективе и географии), так и по возможностям составления поисковых запросов.
- Составить поисковые запросы, которые представляют собой термины, связанные операторами. В качестве ключевых слов при этом можно использовать термины, определенные на этапе №3, классификационные коды МПК (этап №2), даты публикации и другие библиографические сведения. При поиске в международных системах на английском языке необходимо учитывать, что орфография британского или американского варианта различаются. Значение поисковых операторов можно узнать в справочном разделе информационно-поисковой системы.
- Определить очередность обращения к поисковым массивам, провести поиск по составленным запросам, их корректировку в зависимости от полученных результатов – сузить, расширить или при необходимости изменить их (например, использовать более общие рубрики МПК). Исследование получится точнее, если комбинировать сразу несколько вариантов: отдельные ключевые слова и словосочетания, фразы, синонимы, общие и частные термины. Полезные ключевые слова могут быть выявлены в найденных патентных документах. Один универсальный запрос обычно не позволяет сразу выявить все необходимые документы, так как разные авторы используют термины-синонимы. Рекомендуется сначала делать поиск по патентному массиву своей страны (для России – поиск по базам «Роспатента»), а затем переходить к международным и другим национальным системам.
- Сохранить найденные документы и произвести их систематизацию. Если поиск производился с целью определения новизны, то из полученных результатов нужно выбрать аналоги – сходные по технической сущности решения других авторов, а также наиболее близкий из них прототип. Каждый документ необходимо соотнести с объектом поиска – техническое решение в целом, его элементы, назначение. Если необходимо определить уровень развития техники, то патенты систематизируют в соответствии с их назначением для выполнения одной и той же задачи по годам подачи заявки (или регистрации).
Фрагмент МПК на сайте ВОИС
Подклассы разделены на дробные рубрики (группы и подгруппы). Всего в этой классификации насчитывается 74 тысячи рубрик. С последней версией МПК, опубликованной на официальном сайте Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), можно ознакомиться здесь.
Пример подбора индексов МПК
Поиск по ключевому слову «рефрижератор» в базах «Роспатента» выдает 364 результата, а в поисковой системе PATENTSCOPE на сайте ВОИС – 132 тысячи результатов
Поисковые операторы системы PATENTSCOPE на сайте ВОИС
Услуги патентных поверенных
Трудоемкость и сложность патентного поиска обусловлена не только большим объемом обрабатываемой информации, но и другими проблемами:
- различия в структуре национальных, региональных и международных баз данных;
- большое количество поисковых полей;
- языковой барьер, специфика терминов в области патентного права;
- необходимость составления сложных по форме запросов для отыскания нужной информации;
- платный доступ к полнотекстовым документам для некоторых информационных систем;
- проработка по нескольким классам МПК (международного патентного классификатора).
Эффективный запрос позволяет сузить объем поиска и повысить его точность. В то же время дополнительные запросы увеличивают полноту охвата
Качество патентного поиска во многом зависит от добросовестности и квалификации специалиста, который его проводит. Это наглядно можно увидеть на рисунке выше – результат поиска по запросу А дает точность на 40% выше, по сравнению с запросом B. Умелое использование возможностей поисковых систем требует наличия специальных навыков и практического опыта в области патентного права.
Такими навыками обладают патентные поверенные компании IPbrand. Вы можете заказать проведение любого вида патентного поиска у наших квалифицированных специалистов, имеющих государственную аттестацию по специализации «Изобретения».
Важность качественного составления поисковых запросов и проведения патентного поиска можно пояснить на примере. В 2020 году компания Microsoft подала заявку на патент. Изобретение представляло собой криптовалютную систему, использующую мускульную силу человека. Компания планировала защитить авторские права на новую систему, но оказалось, что такое техническое решение уже было зарегистрировано двумя годами ранее, компанией N.KRAT Group AG. Правообладатель патента с более ранним приоритетом оспорил заявку Microsoft. Некачественный патентный поиск обесценил финансовые вложения на разработку «инновационной» технологии и затраты на подачу заявки в патентное ведомство США.
Услуга патентного поиска
Информационные источники
Тексты патентов можно найти на официальных сайтах патентных ведомств разных стран. Для российских заявителей целесообразно сначала провести патентный поиск на отечественных ресурсах, а затем переходить к международным.
Поисковая система ФГБУ «ФИПС» («Роспатент»)
Поиск в информационной системе «Роспатента» можно проводить на русском и английском языке. Выбор патентной базы можно сделать на странице «Выбор БД для поиска».
Поисковая система на сайте «Роспатента»
- двуязычный вариант поиска;
- более 25 полей для запроса;
- поиск по заявкам и зарегистрированным патентам;
- охват документации с 1924 года.
- платный доступ к полнотекстовым документам (бесплатный поиск – только по рефератам);
- в поисковой выдаче в можно просмотреть только первые 4 тысячи документов;
- отсутствует функция сохранения запросов;
- невозможно составить сложные запросы;
- поиск только по российской базе данных;
- отсутствуют аналитические инструменты;
- невозможность сохранения массива результатов как единого целого;
- необходимость анализа каждого документа в ручном режиме.
Яндекс.Патенты и Google Patents
Поисковая система Яндекс.Патенты по содержанию дублирует базы данных «Роспатента». В поисковой строке Яндекса можно ввести ключевые слова для предметного поиска. Поиск по названию производится в правом поле окна.
Поисковая система Яндекс.Патенты
- широкий охват по глубине поиска – с 1901 года;
- полнотекстовый формат;
- возможность просмотра всех документов.
- сильно ограниченные возможности для настройки «тонкого» поиска;
- нет аналитических инструментов, кроме статистики патентов по годам;
- ручной режим анализа.
В поисковом сервисе Google имеется аналогичная возможность поиска патентов – Google Patents.
Поиск производится по 17 патентным ведомствам и охватывает более 80 млн. документов.
Поисковая система Евразийской патентной организации
В Евразийском патентном ведомстве ведется учет и систематизация евразийских патентов, а также можно производить поиск по базам данных Всемирной организации интеллектуальной собственности, ФГБУ «ФИПС», европейского, американского и других национальных патентных ведомств. Поиск производится через систему EAPATIS.
Патентный поиск в Евразийской патентной организации
Географический охват ЕАПАТИС
Поиск также можно производить по открытым реестрам, опубликованным на официальном сайте Евразийского ведомства. Основные поля совпадают с теми, которые имеются на сайте «Роспатента».
- широкий охват – более 20 баз данных;
- многоаспектный и многоязыковой поиск в одном окне;
- возможность подключения внешних баз данных;
- сохранение запросов;
- формирование отчета о поиске.
- платный доступ к полным описаниям;
- довольно сложный язык запросов;
- патентная документация некоторых стран Евразийского союза представлена только с 1993 года;
- нет полнотекстовых описаний для патентов Японии и других зарубежных стран.
Крупнейшие международные базы данных
На официальном сайте Европейского патентного агентства используется бесплатная поисковая система Espacenet, включающая в себя более 120 миллионов патентных документов. На стартовой странице расположен простой поиск:
Чтобы перейти в режим расширенного поиска, нужно воспользоваться переключателем «Advanced search» в верхней части формы.
Система имеет большие возможности:
- более 60 поисковых критериев;
- сохранение запросов для их дальнейшего использования;
- машинный перевод;
- формирование статистических данных в виде графика.
Всемирная организация интеллектуальной собственности также использует свою поисковую систему PATENTSCOPE, которая насчитывает более 98 миллионов документов. По умолчанию открывается страница с простым поиском, если необходимо выбрать другие его виды, то нужно воспользоваться меню в правом верхнем углу.
Поиск производится по 4 основным базам данных:
- патенты Европейского патентного ведомства и заявки в pdf-формате, опубликованные за последние 2 года;
- патенты, зарегистрированные по международной системе PCT;
- общемировая база патентов и заявок из более чем 60 национальных патентных бюро;
- патенты Японии (рефераты с 1976 г. и копии первых страниц с 1980 г.).
Получить ссылки на другие поисковые системы и базы данных патентных ведомств можно на сайте ФГБУ «ФИПС» в разделе «Интернет-ресурсы».
Обращение к патентным поверенным для проведения поиска по массиву изобретательской документации позволяет существенно сэкономить финансовые и временные затраты. Специалисты юридической компании IPbrand успешно прошли государственную аттестацию в области патентного права и имеют большой опыт работы с патентной документацией. Мы поможем вам определить охраноспособность вашей идеи, запатентовать ее и извлечь прибыль путем заключения договоров с производителями и инвесторами.