Средства индивидуализации относятся к особому виду объектов интеллектуальной собственности. Необходимость их появления и правовой охраны связана с ростом соперничества между производителями. Их основное практическое назначение – юридическая защита от недобросовестной конкуренции на местных, региональных и международных рынках. Один и тот же производитель может использовать сразу несколько видов средств индивидуализации. Об их достоинствах и недостатках, наиболее рациональном выборе мы расскажем в сегодняшней статье.
Понятие средств индивидуализации
Средства индивидуализации – это обозначения, которые используются в рыночных условиях, чтобы отличать организации или один и тот же вид товара/услуги от разных производителей. Другими словами, они индивидуализируют субъектов хозяйственной деятельности, откуда и произошло их название.
Средства индивидуализации нужны юридическим лицам (компаниям, организациям), индивидуальным предпринимателям, а в скором времени, согласно новому законопроекту РФ, товарные знаки смогут регистрировать и физические лица, самозанятые.
Виды
Российским законодательством установлено несколько видов средств индивидуализации:
- фирменные наименования – обязательный атрибут юридических лиц;
- коммерческие обозначения, обладателями которых могут быть организации или юридические лица (статья 1538 ГК РФ);
- товарные знаки;
- наименования мест происхождения товаров (НМПТ) и географические указания (ГУ), которые по-другому еще называют региональными брендами.
Фирменное наименование
Фирменное наименование определяется учредителями организации и подлежит обязательной регистрации в ЕГРЮЛ. Данный реестр ведет ФНС РФ. В качестве подтверждающего документа налоговая служба выдает лист записи в ЕГРЮЛ.
Основные требования к фирменному наименованию перечислены в статье 1473 Гражданского кодекса:
- у одного и того же юридического лица может быть только одно фирменное наименование (допускается иметь полную и сокращенную форму);
- наименование должно быть включено в учредительные документы;
- в торговом обороте организация должна участвовать только под своим фирменным наименованием;
- наименование обязательно должно включать название организационно-правовой формы, например, общество с ограниченной ответственностью;
- нельзя использовать в наименовании названия стран, органов госвласти и общественных организаций, слова, которые противоречат нормам морали;
- наименование не должно состоять только из слов, раскрывающих вид деятельности юридического лица, например, «Пекарня».
В качестве примера можно привести товарные знаки персонажей из популярного мультфильма «Смешарики» и «Маша и медведь». Правообладатели данных товарных знаков предъявили большое количество исков по незаконной реализации продукции. Аналогичная регистрация существует и в зарубежной практике, например, для диснеевских мультфильмов. Кроме того, существенную долю доходов по таким объектам авторских прав составляет именно прибыль от лицензионных соглашений, предоставляющих право использования товарного знака при производстве товаров, например, одежды и канцтоваров с изображением персонажей.
Статья 1474 ГК РФ также устанавливает запрет на использование чужих фирменных наименований, так как это препятствует точной идентификации производителей. Однако фактически ФНС не делает проверку на совпадение с теми наименованиями, которые уже занесены в ЕГРЮЛ. Поэтому очень часто возникают споры, связанные с неправомерной регистрацией и использованием таких средств индивидуализации. Преимуществом при столкновении интересов обладает тот, кто раньше зарегистрировал свое фирменное наименование.
Фирменные наименования используются на этикетках товаров для информирования потребителей о производителе и в деловой документации.
Товарные знаки
Прямое назначение товарных знаков (или знаков обслуживания для бизнеса в сфере услуг) – это отличие товаров/услуг одного лица от таких же товаров другого лица. В товарном знаке может присутствовать фирменное наименование или коммерческое обозначение.
Благодаря товарному знаку у потребителей формируются имидж товара или услуги, так как он ассоциируется с соответствующим качеством продукта.
Регистрация товарного знака производится только в «Роспатенте» (а вернее, в его подразделении ФГБУ «ФИПС»), которое занимается правовой охраной интеллектуальной собственности. Право на знак регистрируется на конкретного владельца. В качестве его представителя может выступать патентный поверенный.
Узнать подробнее об условиях регистрации товарного знака.
В качестве товарного знака можно зарегистрировать не только словесное название, как это практикуется для фирменных наименований, но и многие другие виды обозначений:
- изображения (логотипы);
- комбинированные знаки (слово + картинка): логотипы, этикетки, развертки упаковок;
- цвет;
- трехмерные объекты, например, упаковки и сувениры;
- фамилию основателя компании или индивидуального предпринимателя (личный бренд);
- изменяющиеся изображения (например, голографические);
- звуки (например, позывные радиостанций) и другие.
Такая большая вариативность свидетельствует о высокой универсальности товарного знака. Сильную правовую защиту можно получить для многих составляющих бизнеса и производства.
Товарный знак, в отличие от фирменного наименования, проходит строгую проверку – государственную экспертизу. С другой стороны, при нарушении прав на бренд его владелец может получить значительную денежную компенсацию, размер которой может составлять 5 млн. рублей и более.
НМПТ и ГУ
Региональные бренды также регистрируются в «Роспатенте», но отдельно от товарных знаков. Они представляют собой словесные обозначения, которые формируют узнаваемость товара за счет особенностей природных или культурных особенностей определенного региона. Различие между НМПТ и ГУ заключается в том, что в первом случае все стадии производства должны находиться в этом регионе, а для ГУ достаточно местонахождения только одной из стадий.
В региональные бренды включаются географическое или историческое наименование такого места.
Примеры НМПТ и ГУ:
- «Палех» – изделия из папье-маше с лаковой миниатюрной живописью, место производства – поселок Палех Ивановской области;
- «Краснодарская земляника (клубника)», место производства – Краснодарский край;
- Сыр «Бузулукский» – Бузулукский район Оренбургской области.
Коммерческое обозначение
Другим средством индивидуализации являются коммерческие обозначения. Они предназначены для идентификации коммерческих или некоммерческих организаций, но в отличие от фирменных наименований, не вносятся в ЕГРЮЛ. Также они не регистрируются и в других органах государственной власти, чем объясняется их высокая юридическая уязвимость.
Коммерческое обозначение не должно совпадать с фирменным наименованием. Это можно пояснить на примере. Несколько предпринимателей организовали общество с ограниченной ответственностью и зарегистрировали его в ЕГРЮЛ как ООО «Новинка». В торговом центре они открыли магазин модной одежды, на вывеске которого используется коммерческое обозначение «У Марины», по имени одного из учредителей. В магазине продаются товары разных производителей, с разными торговыми марками.
То же самое юридическое лицо может создать несколько предприятий, которые индивидуализируются одним и тем же коммерческим обозначением. Например, ООО «Новинка» может открыть еще один бутик с таким же названием, но в другом месте. Но для одного и того же предприятия не могут одновременно использоваться сразу несколько коммерческих обозначений.
Достоинства и недостатки
Права на все средства индивидуализации охраняются законом и имеют свои особенности, которые указаны в таблице ниже.
Критерий сравнения | Фирменное наименование (ФН) | Товарный знак (ТЗ) | НМПТ и ГУ | Коммерческое обозначение (КО) |
---|---|---|---|---|
Срок действия прав | Пока ФН находится в ЕГРЮЛ, т.е. не ликвидировано ИП или юрлицо | 10 лет, можно продлить на такой же срок неограниченное кол-во раз. Фактически - бессрочно | Аналогично ТЗ. Охрана может быть прекращена, если утрачены уникальные свойства товара | Пока существует бизнес. Если КО не использовалось в течение 1 года, права утрачиваются |
Когда возникают права | После регистрации в ЕГРЮЛ | После регистрации в «Роспатенте» | После регистрации в «Роспатенте» | С момента его фактического использования |
Чем подтверждается исключительное право | Выпиской из ЕГРЮЛ | Государственным свидетельством | Государственным свидетельством | Договоры, счета-фактуры и другая деловая документация; нужно доказать известность в данном регионе |
Передача по договору | Невозможна | Лицензия или договор купли/продажи (отчуждения), франшиза | Не допускается | Неотделимо от предприятия (по договору продажи или аренды вместе с бизнесом), по договору коммерческой концессии |
Как видно из вышеприведенной таблицы, наибольшие возможности для ведения бизнеса дает товарный знак.
Правовая охрана
Владелец любого из вышеперечисленных средств индивидуализации наделяется законом исключительными (единоличными) правами на их использование следующими способами:
- нанесение изображения/слова в качестве производственной маркировки на этикетки, сами товары или на их упаковку;
- размещение в рекламных материалах любого типа – от буклетов до вывески;
- указание в деловой документации – на фирменных бланках, счетах и других;
- опубликование в сети Интернет и использование словесной части в качестве доменного имени.
Соответственно, другие участники рынка не вправе использовать чужие средства индивидуализации без разрешения правообладателя. Такое разрешение должно быть закреплено одним из договорных видов отношений, оформленным в письменной форме.
Ответственность за незаконное использование
Если другое лицо нарушило исключительные права на средства индивидуализации, то предусмотрены следующие меры ответственности:
Фирменное наименование
|
|
Нарушитель должен прекратить использование фирменного наименования
|
|
Нарушитель возмещает причиненные убытки потерпевшей стороне при документальном подтверждении ущерба
|
|
Товарный знак / НМПТ и ГУ
|
|
Компенсация 3 видов на выбор владельца товарного знака:
|
|
— Компенсация владельцу товарного знака: в твердом размере
|
до 5 млн. руб.
|
— Возмещение ущерба в размере 2-кратной стоимости контрафакта
|
2-ом размере
|
— Компенсация в размере 2-кратной стоимости лицензии
|
2-ом размере
|
Уничтожение контрафакта, конфискация оборудования
|
|
Штраф по КоАП РФ
|
до 200 тыс руб.
|
Лишение свободы по УК РФ
|
на срок до 6 лет
|
Коммерческое обозначение
|
|
Прекращение использования чужого коммерческого обозначения
|
|
Возмещение причиненных убытков. Размер убытков должен обосновать владелец коммерческого обозначения
|
|
Это сравнение также показывает, что наиболее жесткие меры наказания предусмотрены при нарушении прав на товарные знаки, НМПТ и ГУ.
Регистрация средств индивидуализации в «Роспатенте»
Регистрация товарного знака для владельца бизнеса дает целый ряд преимуществ:
- Универсальный характер этого обозначения. Можно зарегистрировать практически любой вид товарного знака, включить в него свое фирменное наименование и коммерческое обозначение, если они носят оригинальный характер.
- Большой размер денежной компенсации, которую вы можете получить при нарушении исключительных прав, а также применение других жестких мер в отношении недобросовестного конкурента.
- Отсутствие ограничений по времени использования. Даже если возникли проблемы с бизнесом, права на товарный знак все равно сохраняются.
- Торговый знак может участвовать в деловом обороте как предмет выдачи лицензий, франшиз, договоров отчуждения (полной продажи); права на него можно продать, заложить в банке для получения кредита. Это позволяет получить прибыль от заключения сделки. Лицензии и франшизы могут выдаваться неограниченному кругу лиц.
Правовая охрана брендам предоставляется со стороны государства только на основании их регистрации в «Роспатенте». Для этого нужно оформить и подать в патентное ведомство заявку на регистрацию товарного знака, уплатить государственные пошлины, размер которых определяется в зависимости от количества классов товаров/услуг по международному классификатору, для которых будет использоваться это средство индивидуализации. Минимальная величина госпошлин на 2022 год – 21700 рублей.
Продолжительность государственной экспертизы в среднем составляет 4-6 месяцев, имеется возможность ее ускорения и сокращения этого срока до 2 месяцев.
Заявителю выдается охранный документ – свидетельство на товарный знак, а запись об этом вносится в государственный реестр.
Узнать подробнее о регистрации товарных знаков.
Международная регистрация
Правовая охрана средствам индивидуализации предоставляется по территориальному принципу – только в той стране, где они зарегистрированы. Такая практика распространена по всему миру.
Зарегистрировать международный товарный знак можно по упрощенной Мадридской процедуре. Использовать такую возможность нужно в том случае, если вы планируете вывод бизнеса на международные рынки.
Смысл регистрации по правилам Мадридского соглашения заключается в следующем:
- Подача «базовой» заявки в российское патентное ведомство.
- Подача международной заявки в «Роспатент». В документах можно указать любое количество стран Мадридского соглашения (более 150 государств). «Роспатент» самостоятельно пересылает заявку в международное патентное бюро, из которого копии документов перенаправляются в национальные ведомства других государств.
- Экспертиза товарного знака в каждой из стран.
- Получение свидетельства на товарный знак из каждого патентного ведомства.
Узнать подробнее о международной регистрации товарных знаков.