С 2019 года в РФ начала действовать единая система цифровой маркировки товаров. Тотальная идентификация вводится для борьбы с контрафактом и фальсификатом. Она затронет всех участников рынка – от производителей до потребителей. В таких условиях на первый план выходит правовая защищенность бренда, которая может быть обеспечена только государственной регистрацией в «Роспатенте».
Система цифровой маркировки – что это такое?
Объем контрафакта в России составляет до 50% для некоторых видов товаров, а в 2019 г. его оборот в денежном выражении достиг более 5 трлн. Рублей, или 4,7% ВВП. Для борьбы с этим явлением была создана система государственного мониторинга за товарооборотом «Честный знак». Она предусматривает обязательную цифровую маркировку по утвержденному плану практически для всех категорий продукции. Оборот немаркированных товаров теперь запрещен – поставщик не сможет их забрать у производителя или импортера, а розничные магазины – не смогут их продать.
Основными целями внедрения цифровой системы маркировки являются:
- снижение объема импорта и изготовления контрафактных товаров, для производства которых незаконно используются объекты чужой интеллектуальной собственности, в частности, товарные знаки правообладателей;
- увеличение налоговых отчислений в госбюджет за счет вывода «серого бизнеса» из тени;
- снижение фальсификации популярных брендов, которая способствует падению их репутации среди покупателей;
- улучшение качества товаров, устранение угрозы для жизни и здоровья потребителей, возникающей при использовании поддельных вино-водочных напитков, лекарств, косметики, продуктов питания;
- контроль подпольных производств, которые зачастую очень правдоподобно подделывают оригинальные этикетки.
Как работает система маркировки
Обычно под маркировкой продукции понимают нанесение клейма, прикрепление бирки или этикетки на упаковку (или сам товар) с целью идентификации, то есть для того, чтобы покупатель смог определить, чей именно это товар, кто является его производителем. В данном случае маркировка имеет другой характер, но она также связана с товарными знаками.
- Производители и продавцы товаров регистрируются в электронной системе "Честный знак"
- Передаточные документы могут быть отправлены только по системе электронного документооборота
- Каждой единице товара присваивается уникальный код Data Matrix
- Штрих-код распечатывается на принтере и наносится на товар
- Код защищен методами криптографии, поэтому его невозможно подделать
- Информация о кодах и товарах заносится в единую базу данных, формируется каталог промаркированной продукции
- С помощью мобильного приложения любой человек (в том числе каждый потребитель) может отсканировать код и получить информацию о месте, времени производства, сроке годности, истории перемещения и продажи товара
Какие товары нужно маркировать
Маркировка товаров для системной борьбы с контрафактом началась в 2016 г. с алкогольной продукции по системе ЕГАИС. Программа «Честный знак» предусматривает постепенное введение штрих-кодов на поштучный товар всех категорий.
Перечень товаров подлежащих обязательной маркировке
Продукция, для которой уже обязательна маркировка
Изделия из меха
|
с 1 июня 2019 г.
|
Табачная продукция
|
с 1 июля 2019 г.
|
Обувь
|
с 1 июля 2019 г.
|
Лекарственные препараты
|
с 1 января 2020 г.
|
Фотокамеры и лампы-вспышки
|
с 1 октября 2020 г.
|
Духи и туалетная вода
|
с 1 октября 2020 г.
|
Легкая промышленность (одежда и другие предметы)
|
с 1 февраля 2021 г.
|
Шины и покрышки
|
с 1 марта 2021 г.
|
Остальные виды товаров (молочная продукция, кресла-коляски, БАД, велосипеды, пиво, бутилированная вода) находятся на стадии пилотных проектов, уточнить сроки ввода обязательной маркировки можно на сайте «Честный знак».
Цифровая маркировка и товарный знак
Для владельцев товарных знаков введение цифровой маркировки означает усиление контроля и правовой охраны со стороны государства на рынке. Система «Честный знак» позволяет установить легальность производства и оборота товаров. Для тех же производителей, которые изготавливают контрафакт, остается 2 варианта:
- регистрация собственного товарного знака;
- заключение лицензионного договора с правообладателем, что позволит использовать чужой товарный знак на законных основаниях.
Большая доля контрафактных товаров реализуется через онлайн-продажи. Периодический мониторинг в сети Интернет, поиск ресурсов, которые нарушают исключительные права на ваш товарный знак, позволяют более эффективно защитить бренд. Российское законодательство предусматривает как досудебные меры пресечения таких нарушений, так и полную блокировку сайтов по решению суда. Заказать такую проверку можно в нашей юридической компании IPbrand.
Узнать подробнее о защите прав на товарный знак, блокировке нарушителя и удалении ссылок на нелегальный контент.
24 ноября 2020 года Коллегия Евразийского экономического союза утвердила рекомендации по защите прав на интеллектуальную собственность в сети Интернет. Это значит, что скоро будет создано единое информационное пространство для блокировки ресурсов в интересах правообладателей.
Ужесточение требований к поставщикам и производителям уже набирает обороты. Так, крупнейший маркетплейс «Вайлдберриз» (Wildberries) отказывается сотрудничать с продавцами, у которых нет зарегистрированного товарного знака. От поставщика требуется как минимум форма 940, которая подтверждает подачу заявки на регистрацию в «Роспатент». Руководство другого маркетплейса «Lamoda» в договоре на поставку также требует наличие свидетельства на товарный знак.
Как зарегистрировать товарный знак
Регистрацию товарных знаков в России проводит только орган федеральной исполнительной власти – «Роспатент» (ФГБУ «ФИПС»). Перед подачей заявки на регистрацию необходимо проверить, не совпадает ли обозначение с ранее зарегистрированными знаками, которых насчитывается уже более 400 тысяч. Если эксперт государственного ведомства обнаружит хотя бы частичное сходство, то он вынесет отрицательное решение, так как похожие товарные знаки вводят потребителей в заблуждение.
Узнать подробнее о проверке товарного знака, проверить онлайн бесплатно.
Заявку в «Роспатент» можно подать как самостоятельно, так и с помощью представителей – квалифицированных патентных поверенных. Регистрация товарного знака проводится при условии уплаты государственных пошлин, минимальный размер которых составляет 23100 рублей.
Заявка проходит экспертизу в патентном ведомстве – сначала формальную (проверяется правильность заполнения документов), а затем экспертизу по существу на соответствие требованиям IV части ГК РФ и регламентов «Роспатента». С полным перечнем причин для отказа в регистрации можно ознакомиться здесь.
Если заявка составлена правильно и соблюдены все требования закона, то товарный знак регистрируется в реестре ФГБУ «ФИПС», а заявителю выдается свидетельство государственного образца. Длительность всей процедуры составляет в среднем 6 месяцев. Если экспертиза выявит несоответствия, то продолжительность регистрации может увеличиться. При необходимости возможна срочная регистрация товарного знака за 2 месяца.
Государственная регистрация товарного знака – это не только насущная потребность, связанная с цифровизацией экономики. Использование незарегистрированного обозначения несет в себе большие риски – свидетельство может получить другое лицо, которое на законных основаниях потребует от вас компенсации за нарушение своих прав. По российскому законодательству размер такой компенсации может достигать 5 млн. рублей. За причинение значительного ущерба правообладателю (а эта планка составляет всего 250 тысяч рублей) предусмотрена уголовная ответственность – лишение свободы.
Узнать подробнее о регистрации товарного знака в «Роспатенте».
Штрафы
За производство и реализацию продукции без обязательной цифровой маркировки налагаются административные штрафы:
- для индивидуальных предпринимателей – от 5 до 10 тысяч рублей;
- для юридических лиц – от 50 до 300 тысяч рублей.
Если стоимость товаров без маркировки составляет больше 1,5 млн. рублей, то для нарушителя предусмотрено лишение свободы на срок до 3 лет и штраф в размере 80 тысяч рублей. Контрафактный товар может быть конфискован, а при доказательстве незаконного использования чужого товарного знака срок лишения свободы достигает 6 лет.
Внедрение системы «Честный знак» предполагает только легальное введение товаров в гражданский оборот. Аналогичные меры предпринимаются и в других странах. Например, в Китае с 1.01.2019 г. платформы электронной коммерции несут ответственность за продажу контрафактных товаров. На нарушителей при этом накладывается штраф до 2 млн. юаней. В таких условиях, когда усиливается государственный контроль по товарообороту, зарегистрированный товарный знак служит единственной гарантией правомерного производства и реализации продукции. Специалисты компании IPbrand помогут вам получить форму 940 для торговли на маркетплейсах за 1 день, а также провести регистрацию бренда «под ключ» с первой подачи заявки.