С января 2021 года на смену привычным бумажным свидетельствам на товарные знаки и патентам пришли электронные документы – теперь «Роспатент» выдает их всем заявителям с электронно-цифровой подписью руководителя ведомства. Это нужно учитывать перед подачей заявки. Ну а что делать, если вам нужен документ на бумажном носителе? На эти и другие вопросы, связанные с цифровизацией работы «Роспатента» мы ответим в нашей статье.
Нововведение: электронная форма документов
В 2017 году в России была утверждена программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Цифровая трансформация происходит во всех сферах деятельности. Одним из крупнейших порталов для оказания государственных услуг является платформа «Госуслуги» – на ней можно оформить многие документы, которые требуют взаимодействия с госструктурами; в том числе можно закрепить права на интеллектуальную собственность.
«Роспатент» не стал исключением – здесь реализуется своя подведомственная программа по цифровизации документооборота. Заявку на регистрацию товарного знака или патента уже сейчас можно подать в электронном виде несколькими способами. А охранные документы – свидетельства и патенты теперь выдаются только в электронном виде, если заявитель не указал в явном виде, что ему нужен еще и бумажный вариант.
Что нужно учесть
Обратите внимание: Теперь на втором листе заявки на регистрацию товарного знака есть специальное поле: если вам нужен бумажный вариант документа, здесь нужно сделать пометку. За выдачу свидетельства в бумажной форме также нужно уплатить дополнительную пошлину в размере 2000 рублей (или 1400 рублей если вы подаете заявку в электронном формате).
Электронная система документооборота, внедряемая в «Роспатенте», позволяет получить услуги по регистрации интеллектуальной собственности из любого региона России без личного посещения ведомства. Для стимулирования процесса цифровизации государство предоставляет льготы по уплате госпошлин – вы платите меньше на 30%.
Одновременно с электронным свидетельством заявителям предоставляется выписка из государственного реестра.
Если экспертиза по вашей заявке уже проведена или вы утеряли старое свидетельство на товарный знак, в «Роспатент» нужно направить ходатайство о выдаче дубликата. За эту процедуру также нужно уплатить государственную пошлину:
Государственная пошлина
|
|
Свидетельство на товарный знак в электронной форме
|
800 руб.
|
Свидетельство на бумажном носителе
|
2 000 руб.
|
К этим пошлинам также применяется понижающий коэффициент 0,7, если ходатайство направляется в ведомство в электронном формате через ЕПГУ.
Зарегистрировать товарный знак можно в патентном бюро IPbrand – у нас налажена система электронного документооборота с «Роспатентом» через официальный сервис «APM-регистратор». При этом вы получаете льготу 30% на оплату госпошлин, а скорость обработки заявки значительно увеличивается. Вы сможете оперативно отслеживать документооборот по вашей заявке в системе и своевременно реагировать на уведомления от «Роспатента».
В остальном же электронное свидетельство о регистрации товарного знака ничем не отличается от обычного:
- оно также действует в течение 10 лет, после чего вы можете его продлить – для этого нужно подать заявление в «Роспатент» и оплатить госпошлину;
- вы можете расширить его правовую охрану для других видов товаров/услуг – для этого нужно подать новую заявку на такой же знак;
- владелец знака вправе передавать права на него по лицензии, договору отчуждения и франшизе.
Узнать подробнее о регистрации товарного знака.
Цифровые сервисы «Роспатента»
Доля электронных заявок, поданных в «Роспатент», постоянно растет. В 2021 году их соотношение к традиционному «бумажному» документообороту составило около 70%. К 2023 году этот параметр планируется довести до 98%.
Уже сейчас вы можете использовать следующие возможности цифровых сервисов:
- Подача заявки на регистрацию товарного знака, изобретения, полезной модели, промышленного образца, программы для ЭВМ на портале «Госуслуги» или на официальном сайте «Роспатента».
- Проверка информации о товарном знаке или патенте в электронных государственных реестрах.
- Проведение патентного поиска в поисковой системе: проверка патента или товарного знака на уникальность.
В 2023 году планируется также внедрение других электронно-цифровых сервисов «Роспатента»:
- Предоставление доступа к мировому массиву патентных документов для профессионального патентного поиска.
- Возможность прикрепления 3D-модели к заявке на патент.
- Регистрация цифровых договоров для распоряжения правом на товарный знак или патент.
- Использование сервисов искусственного интеллекта для проведения поиска на уникальность.