Российским законодательством установлен целый ряд мер по взысканию компенсаций, штрафов и даже лишения свободы при нарушении прав на товарный знак. Правообладатель может обратиться для защиты своих интересов в арбитражный суд, антимонопольные органы или в полицию для привлечения к уголовной ответственности.
Какие есть меры наказания
Владелец товарного знака может использовать несколько способов для наказания нарушителя прав, привлечь его к разным видам ответственности:
- По гражданскому кодексу. Чаще всего правообладатели используют п.4 статьи 1515 ГК РФ, который позволяет взыскать в свою пользу денежную компенсацию до 5 млн. рублей и более. Причем доказывать фактический ущерб не нужно, достаточно самого факта нарушения прав. Если это происходило неоднократно и в грубой форме, то можно добиться ликвидации ИП или юридического лица по статье 1253 ГК РФ.
- По административному кодексу. С граждан, должностных и юридических лиц можно взыскать штраф в пользу государства по статье 14.10 КоАП РФ.
- Ущерб в крупном размере. Если нарушение прав произошло в особо крупном размере и доказан размер понесенного ущерба, то можно взыскать штраф или лишить свободы по статье 146 УК РФ.
Иск в арбитражный суд
Способ защиты
Ответственность | Что можно потребовать |
По ГК РФ (ст.1515) |
|
Заявление в ОВД (полицию)
Способ защиты
Ответственность | Что можно потребовать |
По ст. 14.10 КоАП РФ По ст. 180 УК РФ |
|
Заявление в территориальное УФАС (антимонопольную службу)
Способ защиты
Ответственность | Что можно потребовать |
По ст. 14.33 КоАП РФ (недобросовестная конкуренция) |
|
Кого можно привлечь к ответственности?
Нарушителями прав на товарные знаки могут выступать как индивидуальные предприниматели и юридические лица (компании), так и физические, должностные лица.
Когда не получится возместить ущерб?
Привлечь к ответственности за нарушение прав на товарный знак невозможно в 5 случаях:
- Правообладатель и нарушитель занимаются разной деятельностью;
- Нарушение выявлено до того, как было оформлено свидетельство;
- Правообладателю стало известно о нарушении более 3 лет назад;
- При оформлении знака произошло злоупотребление правом;
- Правообладатель разрешил использование своего товарного знака.
Поясним подробнее каждый из этих случаев на примерах.
Разная деятельность предпринимателей
На самом деле в государственном реестре можно встретить одинаковые товарные знаки, которые принадлежат разным лицам. И это абсолютно законно.
Как же так получается?
По закону нарушение прав на товарный знак происходит только в том случае, если потребитель может спутать двух разных производителей на рынке, то есть он будет введен в заблуждение. Если два одинаковых товарных знака используются для совершенно разных товаров, например, для экскаваторов и для мороженого, то это не является противозаконным. Покупатель не сможет перепутать эти товары.
Права на товарный знак еще не возникли
Если другой предприниматель использует ваш логотип или название бренда, а вы его еще не зарегистрировали в «Роспатенте», это также не является нарушением. Более того, это может стать препятствием для вашей регистрации. По закону преимущество будет у того, кто первым начал использовать такое же коммерческое обозначение или фирменное наименование.
Поэтому подавать заявку на регистрацию товарного знака нужно как можно раньше, проверив его предварительно на совпадение и сходство с брендами других лиц, которые уже получили государственное свидетельство.
Истек срок исковой давности
Время, в течение которого можно подать иск по поводу нарушения прав на товарный знак, составляет 3 года по статье 196 ГК РФ. По истечении этого периода суд не сможет удовлетворить исковые требования.
Злоупотребление правом регистрации
По статье 10 ГК РФ нельзя осуществлять свои гражданские права с целью причинения вреда другому лицу. В отношении товарных знаков это означает следующее: во всем мире известно такое явление, как патентный троллинг, не является исключением и Россия.
Механизм этого нарушения такой: индивидуальный предприниматель или юридическое лицо регистрирует на свое имя популярные слова и названия, но фактически не использует их в коммерческой деятельности: не выпускает продукцию и не оказывает услуги под этими брендами. Цель таких регистраций – предъявить претензию добросовестному производителю, чтобы взыскать с него денежную компенсацию в суде.
Если будет доказано, что регистрация товарного знака – это злоупотребление правом, то суд встанет на сторону добросовестного производителя. Но на практике это очень сложно сделать, так как только неиспользование товарного знака еще не признается нарушением закона.
Права на товарный знак переданы по договору
Если правообладатель сам разрешил использование своего товарного знака, то он не может требовать компенсации за нарушение своих прав. Но нужно учесть очень важный момент: передача прав должна быть строго в письменной форме по договору.
Передать право на использование товарного знака можно несколькими способами:
- По договору отчуждения, или купли-продажи. Вы полностью продаете право на бренд и сами уже не сможете его использовать для маркировки продукции, оказания услуг или другими способами.
- По лицензионному договору – вы передаете право на товарный знак только на время на определенных условиях за вознаграждение, при этом владельцем бренда по-прежнему остаетесь вы. Лицензионные договора можно заключать сразу с несколькими лицами.
- По договору залога. Например, вам нужно получить кредит в банке. Зарегистрированный товарный знак может выступать в качестве залогового обязательства. Если вы не погасили кредит вовремя, то права на бренд переходят к кредитной организации.
Нарушение прав на товарные знаки в Интернете
При размещении товарного знака на чужих сайтах или в интернет-магазинах действует тот же принцип: если нет смешения двух производителей (то есть оба лица занимаются совершенно разной деятельностью), то нет и нарушения прав.
Товарные знаки могут свободно использоваться другими лицами в информационных целях.
Но если ваше название присутствует в доменном имени сайта, на котором предлагаются к продаже аналогичные товары, или другой продавец реализует такую же продукцию на маркетплейсе, то происходит нарушение ваших прав.
Подробнее о доменных спорах можно прочитать в статье нашего блога «Доменные споры – судебные разбирательства».