Обычно для товаров массового потребления проверка на патентную чистоту производится по максимальному количеству элементов. Это же относится к деталям и узлам, широко используемых в машинах и устройствах. Если же продукция выпускается небольшими сериями или единичными экземплярами, то проверяются только основные технические решения в ее составе.
Что такое анализ на патентную чистоту
После разработки инновационного решения и его вывода на российский или международный рынок может выясниться, что оно уже запатентовано. Это значит, что исключительные права на вашу разработку принадлежат другому лицу, а вы их нарушаете. Правообладатель может предъявить вам претензию, запретить вам выпуск и реализацию продукта, потребовать возмещения убытков, взыскать с вас денежную компенсацию в крупном размере.
Чтобы этого не произошло, проводят анализ на патентную чистоту – разновидность патентных исследований, которая служит гарантией правомерности использования разработки на территории определенной страны.
Цели анализа на патентную чистоту
Определение возможности реализации продукта на территории конкретной страны.
Снижение рисков по нарушению прав патентовладельцев при продвижении инновационного продукта на зарубежном рынке, экспонировании на международных выставках.
Проверка проектной идеи и разработки технической документации на патентную чистоту
Выявление аналогичных патентов для их «обхода» и регистрации собственной разработки.
Этапы исследования на патентную чистоту
От заключения договора до получения отчета три основных этапа
Подготовительный
I этап
- Назначение методики проверки.
- Географический охват (список стран, в которые планируется экспорт продукции).
- Анализ национального законодательства, нормативных актов и судебной практики, влияющих на определение патентной чистоты в каждом из государств поиска.
- Выделение приоритетных технический решений из целого объекта (в том числе комплектующие, материалы, отдельные детали и узлы).
- Комплектование технической документации на выделенные позиции.
- Определение рубрик международного патентного классификатора МПК (или МПКО для промышленных образцов), по которым будет проводиться поиск.
- Определение глубины патентного поиска.
- Определение баз поисковых данных и систем, включающих фонд патентной литературы.
- Согласование технического задания, модели исследований, регламента и сроков выполнения работ, стоимости анализа с заказчиком.
Патентный поиск
II этап
Поиск патентов, ограничивающих реализацию вашего технического решения:
- Проведение патентного поиска с учетом особенностей законодательства каждой страны.
- Выявление аналогичных технических решений, получивших правовую охраны на данной территории.
- Уточнение критериев поиска для повышения релевантности целям исследований: применение фильтров, сортировок, ограничений.
- Поиск по наиболее близким аналогам, указанным в разделе «Уровень техники».
Анализ результатов поиска
III этап
Анализ и систематизация информации, полученной при поиске:
- Сравнение результатов поиска с вашим техническим решением. Оценка применимости запатентованных изобретений в анализируемом объекте.
- Систематизация полученных результатов, группировка патентов.
- Анализ лицензионных соглашений, по которым выпускается продукция на территории страны.
- Оценка риска претензий со стороны правообладателей.
- Разработка рекомендаций по «обходу» мешающих патентов.
- Подготовка заключения и отчета, проверка на соответствие целям анализа.
Содержание отчета
Отчет о проведении анализа на патентную чистоту, предоставляемый клиенту по окончании работ, содержит:
- Краткое описание объекта исследований, его назначение и область применения.
- Аналитическая часть:
- Методика поиска: объем, стратегия, география.
- Описание выявленных действующих патентов.
- Анализ и обобщение собранной информации.
- Предложения и рекомендации эксперта компании IPbrand.
- Приложения (таблицы, графические материалы).