Недобросовестная конкуренция – это действия, которые направлены на приобретение необоснованных преимуществ в предпринимательской деятельности по сравнению с другими производителями товаров и услуг. Она может проявляться в разнообразных формах, основные из которых рассмотрены далее.
Незаконное приобретение исключительных прав
Предоставление прав на товарный знак по лицензионному договору или его полная продажа по договору отчуждения является актом недобросовестной конкуренции, если при этом потребитель может быть введен в заблуждение относительно производителя или качества продукции/услуг (статья 14.4 закона «О защите конкуренции»).
Пример! Такая ситуация может сложиться в том случае, если по договору отчуждения компания А передает право на использование ее зарегистрированного товарного знака по части классов МКТУ компании B. У компании А при этом также остаются права на товарный знак по однородным классам. В результате на рынке появляется 2 разных производителя, маркирующих продукцию одним и тем же обозначением. Это приводит к их смешению в глазах потребителей, что является недобросовестной конкуренцией. Такая сделка признается юридически ничтожной. По требованию ФАС регистрация договора в «Роспатенте» может быть аннулирована.
Перед заключением договора обратиться к опытному патентному поверенному для анализа правовых рисков
Жалоба в антимонопольную службу РФ по факту недобросовестной конкуренции
Монополизация рынка, потеря клиентов
Подробнее о том, как заключить лицензионный договор и договор отчуждения на товарный знак.
Злоупотребление правом на товарные знаки
В той же статье закона «О защите конкуренции» указано, что не допускается злоупотребление, связанное с регистрацией товарного знака в «Роспатенте». Недобросовестная конкуренция в этом случае заключается в том, что правообладатель регистрирует товарный знак не для того, чтобы применять его в своей деятельности, а для запрета на его использование добросовестному производителю. Рейдерство товарных знаков также производится с целью последующего шантажа и вымогательства денег.
Пример! Издательство «Астрель» в 2001 г. зарегистрировало на свое имя товарный знак №206773 «Хочу все знать». В 2013 г. оно предъявило иск в адрес ООО «АСТ-ПРЕСС КНИГА» о взыскании компенсации за незаконное использование своего товарного знака. Руководство ООО «АСТ-ПРЕСС КНИГА», в свою очередь, обратилось в ФАС с жалобой и просьбой признать действия издательства «Астрель» актом недобросовестной конкуренции. По результатам исследования было установлено, что данное обозначение использовалось многими хозяйствующими субъектами на территории РФ еще до регистрации товарного знака, а издательство «Астрель» предъявляло претензии и другим конкурентам в попытках их вытеснения с рынка.
Товарный знак №206773
Что делать для предотвращения такого нарушения? | |
|
|
Что делать, если нарушение уже произошло? | |
|
|
Риски для добросовестного производителя | |
|
Подробнее о том, как зарегистрировать товарный знак и логотип.
Узнать о рисках, которые существуют для незарегистрированных обозначений в коммерческой деятельности, вы можете в статье «Использование незарегистрированного товарного знака».
Незаконное использование товарного знака
Недобросовестная конкуренция часто выражается в том, что конкуренты используют обозначение, сходное с товарным знаком, фирменным наименованием или коммерческим обозначением другой компании, продукция (или услуги) которой пользуются высокой популярностью на рынке. Это противоречит требованиям статьи 14.6 Федерального закона №135-ФЗ «О Защите конкуренции», согласно которой не допускается смешение с деятельностью конкурента.
Данное нарушение может проявляться в нескольких формах:
Маркировка и введение в оборот продукции с чужим товарным знаком без согласия правообладателя, или контрафакт. | |
Пример! ЗАО «Ренна-Холдинг», владелец зарегистрированного товарного знака «Коровка из Кореновки» подало судебный иск против ООО «Кубанская коровка», которое производило товар с аналогичной маркировкой, сходной до степени смешения. Суд обязал выплатить 114 млн. рублей компенсации в пользу правообладателя – в двукратном размере стоимости контрафактного товара. Ответчик не стал выплачивать компенсацию, поэтому ЗАО «Ренна-Холдинг» было инициировано банкротство конкурента. Размер компенсации по этому делу – один из самых крупных в российской судебной практике. |
|
Использование чужого товарного знака в доменном имени. В результате потребитель может быть введен в заблуждение, так как он полагает, что попал на сайт оригинального производителя. Наличие зарегистрированного товарного знака позволяет добиться закрытия сайта недобросовестного конкурента. | |
Пример! ООО «НЕЙМС» обратилось в суд с иском к владельцу интернет-магазина names.ru по факту незаконного использования своего зарегистрированного «NAMES» (свидетельство №383389) в доменном имени. Истец требовал взыскания 600 тысяч рублей в свою пользу. Судебные разбирательства длились более 3 лет, интернет-магазин был под угрозой закрытия. Сохранить свой бизнес владельцам интернет-магазина все же удалось, так как суд учел тот факт, что истец торгует мебелью, а ответчик – одеждой и аксессуарами, то есть их деятельность является достаточно неоднородной. |
|
Использование чужого товарного знака при производстве продукции, не имеющей отношения к оригинальному производителю. Фактического смешения продукции при этом не происходит, но в сознании потребителя могут возникнуть ложные ассоциации. | |
Пример! ООО «БайтСамара» разместило на своем сайте логотип Союза «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)». Логотип располагался рядом с предлагаемым к продаже дроном и мог ввести потребителей в заблуждение, что данный товар одобрен Союзом. Логотип зарегистрирован как товарный знак №603081 в «Роспатенте». Руководство Союза обратилось в суд с иском о взыскании компенсации и выиграло дело. |
Что делать для предотвращения такого нарушения? | |
|
|
Что делать, если нарушение уже произошло? | |
|
|
Риски для добросовестного производителя | |
|
Узнать подробнее о регистрации товарного знака.
Имитация внешнего вида товара или упаковки
Полное копирование или имитация внешнего вида товара, его упаковки или этикетки, а также фирменного стиля (как в целом, так и для его отдельных элементов, например, униформы сотрудников) также приводит к смешению двух разных производителей и является незаконным по п.2 статьи 14.6 закона «О защите конкуренции».
Пример! Корейской компанией Кангару Ко., Лтд. в 2003г. в «Роспатенте» был зарегистрирован товарный знак №250121 «Profoam». Позже на рынок чистящих средств вышла другая компания с линейкой товаров «Profitom», которая внешне, по виду упаковки и этикетки, схожа с продукцией «Profoam». Этой компании даже удалось зарегистрировать сходный товарный знак №387396. Впоследствии данная регистрация была оспорена и по решению суда признана недействительной. При недобросовестном создании бренда «Profitom» использована узнаваемость и известность товарного знака и упаковки «Profoam», позволяющая незаконно получить необоснованные преимущества по продвижению товара на рынке без затрат на рекламу.
Что делать для предотвращения такого нарушения? | |
|
|
Что делать, если нарушение уже произошло? | |
|
|
Риски для добросовестного производителя | |
|
Определение сходства до степени смешения производится аналогично тому, как осуществляется проверка товарного знака перед его регистрацией в «Роспатенте». Заказать такую услугу вы можете у патентных поверенных компании IPbrand. Мы поможем аннулировать незаконную регистрацию чужого товарного знака, нарушающего ваши права.
Подробнее о том, как зарегистрировать внешний вид изделия, упаковки или этикетки в качестве товарного знака.
Примеры товарных знаков, зарегистрированных для этикеток, упаковок
Дискредитация конкурента
Под дискредитацией производителя понимается распространение ложных или неточных сведений, касающихся качества товара или услуг, места производства, назначения и других характеристик. Это вводит потребителей в заблуждение и противоречит нормам статьи 14.3 закона «О защите конкуренции».
Дискредитация часто проявляется в рекламе и публикациях, когда товар добросовестного производителя сравнивается с продукцией недобросовестного конкурента некорректных образом, например, с использованием слов «лучший», «самый», с негативной оценкой и другими способами.
Пример! ЗАО «Мясная галерея» г. Владимир выпускает пельмени, на упаковке которых присутствует слоган «Бульон внутри». Внешний вид упаковки зарегистрирован в качестве товарного знака №542905. Эта продукция завоевала определенную популярность среди потребителей. Другой производитель – челябинская компания ООО «Фабрика «Уральские пельмени» – разместила на упаковках выпускаемых пельменей слоганы «Мясо вместо бульона внутри!» и «То чувство, когда съел мясо вместо бульона!», тем самым придав рекламе конкурента негативную окраску. Выпады в сторону конкурентов транслировались в рекламе по телевидению и публиковалась на сайте ООО «Фабрика «Уральские пельмени». Управление Федеральной антимонопольной службы вынесло предупреждение нарушителю.
Свидетельство на товарный знак – эффективный инструмент, позволяющий удалить из соцсетей и отзовиков фейковые негативные отзывы, купленные конкурентами в целях дискредитации производителя. Направление письма в адрес администрации таких площадок с указанием прав на бренд и ссылкой на статью 14.3 закона «О защите конкуренции» в большинстве случаев является уже достаточной мерой для удаления таких отзывов.
Что делать для предотвращения такого нарушения? | |
|
|
Что делать, если нарушение уже произошло? | |
|
|
Риски для добросовестного производителя | |
|
Введение потребителя в заблуждение
Другой вид недобросовестной конкуренции – это введение в заблуждение потребителей относительно характеристик товара: его качества, количества, условий продажи, места производства, способов применения и других параметров. Запрет на такую деятельность установлен статьей 14.2 закона «О защите конкуренции».
Пример! Ставропольское Управление Федеральной антимонопольной службы оштрафовало на 50 тысяч рублей ООО «Апрель-Кавказ» за использование коммерческого обозначения «Аптечный склад», так как оно создает ложное впечатление о том, что продукция реализуется непосредственно со склада по более низким ценам, чем в розничной сети. Это дает необоснованное преимущество на рынке и не соответствует требованиям антимонопольного законодательства. На официальный запрос от ФАС о предоставлении информации по ценам руководство ООО ответ не предоставило.
В коммерческом обозначении и товарном знаке нельзя использовать указания, которые могут ввести потребителей в заблуждение
Аналогичную жалобу в ФАС может подать владелец зарегистрированного товарного знака, если на вывеске используется сходное обозначение. Антимонопольная служба вправе приостановить деятельность такого торгового объекта. Свидетельство на товарный знак (или хотя бы справку о подаче заявки по форме 940) требуют также торговые центры для того, чтобы избежать административных штрафов.
Что делать для предотвращения такого нарушения? | |
|
|
Что делать, если нарушение уже произошло? | |
|
|
Риски для производителя | |
|
Узнать подробнее о том, как придумать и использовать название бренда, коммерческого обозначения или фирмы, не нарушая при этом чужие права и требования законодательства, вы можете в статье нашего блога «Как назвать компанию и не нарушить чужие права».
Проверить название, логотип, товарный знак бесплатно онлайн.
Куда обратиться при недобросовестной конкуренции
Акты о недобросовестной конкуренции рассматриваются в административном (внесудебном) порядке Федеральной антимонопольной службой. Ее решение является основанием для признания недействительности правовой охраны для товарного знака и других видов интеллектуальной собственности в «Роспатенте».
Возбуждение дела в ФАС производится по заявлению физического или юридического лица. Также данный орган государственной власти вправе сделать это самостоятельно, при обнаружении факта нарушения законодательства в СМИ или в сети Интернет.
Признание акта недобросовестной конкуренции можно сделать сразу в суде, минуя административный способ рассмотрения таких нарушений. Однако следует учитывать, что в этом случае аннулировать незаконную регистрацию товарного знака может только заинтересованное лицо – ИП или юридическое лицо, ведущее коммерческую деятельность в той же сфере экономики. При подаче жалобы в ФАС такое подтверждение не требуется, так как антимонопольное законодательство защищает не конкретных лиц, а общие публичные интересы единого экономического пространства.
Более подробно порядок составления жалобы в ФАС РФ, претензионного письма в адрес нарушителя, другие способы внесудебного и судебного восстановления нарушенных прав рассмотрены в статье «Защита исключительных прав и объектов интеллектуальной собственности».
В юридической компании IPbrand вы можете получить подробную консультацию о том, как защитить права на товарные знаки и другие виды интеллектуальной собственности, а также заказать мониторинг в сети Интернет для выявления нарушений. Мы поможем вам собрать доказательства добросовестной предпринимательской деятельности, подготовить жалобу в Федеральную антимонопольную службу и Палату по патентным спорам, в арбитражный суд и Суд по интеллектуальным правам, провести аудит договора для определения правовых рисков.